Цитадель: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
м (Замена текста — «[[- Замок» на «[[- замок»)
Строка 37: Строка 37:
 
• [[Строение]]  
 
• [[Строение]]  
  
•  [[- Замок, укрепление|Замок в геральдике]]
+
•  [[- замок, укрепление|Замок в геральдике]]
  
  

Версия 03:09, 9 июля 2021

Описание

за́мок; кре́пость; цитаде́ль; укрепле́ние
—————————


Сложный символ, сочетающий в себе значения строения, огороженного места и укреплённого поселения (города), на интерпретацию которого оказывают самые разные факторы: характер образующих замок стен, башен и бастионов, их форма и цвет, etc. Замок (крепость) часто рассматриваться как сугубо западный феномен, что верно лишь отчасти.


Определяющими для символизма замка выступают такие его характеристики как:

• искусственность — круглая или квадратная в плане форма, оптимальные для оборонительного сооружения;
• труднодоступность, обычно обозначаемая окружающим замок рвом — вместе с мостом привносит символику переправы;
• доминирующее положение на местности, обычно на вершине или возвышенности — привносит дополнительные значения, связанное с символикой уровня и идеей контроля.
• наличие в стенах замка некоего сокровища или персоны (пленник), рассматривающихся как объект желания или цель подвига, которому препятствует хозяин замка (чудовище или злодей)

«Черный замок», «Замок Тьмы», а также укрывающая вершину горы дождевая туча, интерпретируются как «логово» алхимиков[1] или как вход в потусторонний мир. Будучи жилищем «Чёрного рыцаря», он выступает в качестве средоточия загробного мира и дворца его владыки (см. путешествие Тезея в аид); жилище Харона находилось в подобном замке. В сказках он предстаёт в образе недоступного живущим «замка, откуда не возвращаются». По мнению Краппа, скрытый символизм средневековых сказок и легенд о замке «злого рыцаря», пленяющего любого в его владениях, вероятно, восходит к зловещему замку Господина Преисподней[2].

«Замок света», в свою очередь, является «искупительным» аспектом того же образа.

Символикой, во многом сходной с символики замка (и производной от неё) обладает шахматная ладья (тура).

Основные значения:

Разделяет символическое значение всех «огораживающих» образов: стена, ограда, огороженный сад, башня, решётка (опускная).

Символизирует:

— закрытость, защита, загораживающий и закрывающий аспект женского принципа;
— место физического и духовного убежища;
— целомудрие, девственность;
— нечто трудно получаемое или достижимое (охраняемое, защищаемое), сокровищница, испытание духа;
— укреплённая духовная сила (постоянно стоящая на страже);
— скрытое (эзотерическое) знание, духовная вершина — заключённый, пленница, сокровище.
00-00-000-000.jpg

Смотри:

Строение

Замок в геральдике


Смотри также:


Окружение

Город

Сад

Ограда

Центр

Круг

Квадрат

Стена

Башня

Мост

Переправа

———

Загробный мир

• Плутон

Тесей

Харон

Ладья

———

Египет

«Белый замок» — название первого нижнеегипетского нома (столица Мемфис), передаваемое сочетанием идеограммы «стена» и знака «белый».

Северная традиция

В скандинавской мифологии Асгард — букв. «ограда асов», часто рассматривается как небесный город-замок, а иногда, интерпретируется как «чёрный замок», средоточие загробного мира и дворец его владыки.

Гиньевра живет в замке, окруженном глубоким рвом и соединённым с внешним миром лишь двумя мостами, пройти по которым очень нелегко.

Смотри также:

Асгард

Балтия

В литовских народных сказаниях янтарь — это осколки стен замка Юрате. Смотри также:

Юрате

Янтарь

Тибет

«Истинные религиозные замки на горах, реально соответствующие европейскому представлению о них, встречаются в виде монастырей-крепостей в Гималаях, а также на Тибетском нагорье, например знаменитый Потала в Лхасе».

Христианство

Символ Божьей крепости — веры, Бога и/или Церкви как защиты против преследований дьявола, уходящий корнями своей образности в Ветхий Завет: «Благословен Господь… милость моя и ограждение мое, прибежище мое и Избавитель мой…[3]»., и подкреплённый существованием храмов и монастырей-крепостей, особенно в период крестовых походов и турецких набегов на юго-восточные страны Центральной Европы

Согласно Иоанну Златоусту, христианская вера должна также защищать, как бастион со стенами и башнями. Ему вторит реформатор Церкви М. Лютер: «Прочная крепость есть наш Бог».

В образа замка часто рисуется небесный Иерусалим, который уже сейчас защищает верующих. В одном из церковных гимнов о нём говорится: «Во всем своем блеске дом сияет… он великолепно украшен прочными башнями для защиты». Антитезой небесному Иерусалиму иногда выступает замок Сатаны (замок дьявола), пылающим от внутреннего или окружающего его огня.

Смотри также:

Иерусалим Небесный

Новый Иерусалим

Эмблематика

00-00-000-000.jpg Укрепления, или цитадель, посреди воды[4]
————

Символ предусмотрительности, защиты от любых нападений.

————

Психология

Как любое ограждённое (обнесённое стеною) место — сад, внутренний двор, город, etc.; замок соответствует идее temenos — охраняемого священного и ограниченного места, представляющего духовную целостность. В силу этого рассматривается как символ жизнь индивида вообще и внутренней жизни его разума, в частности[5]. Среди других образов[6], основанных на понятии защиты некоторого идентифицируемого с индивидом пространства (пресинкта ???), замок представляет общую идею самозащиты, как определил[7]. Согласно Пьоббу, неожиданное возникновение замка на пути странника, сродни внезапному духовному прозрению:

«Это захватывающее видение снимает усталость. Человек ясно осознает, какое сокровище лежит перед ним. Прекрасный замок — это постижение непостижимого, материализация невероятного[8]».

Совместно с сокровищем — то есть непреходящей сущностью духовного богатства, девой — душа по Юнгу, и праведным рыцарем, замок образует совокупный образ стремления к спасению.

Основные трактовки образа замка в психологии:

— индивидуальность;
— защита (искусственно создаваемая), убежище;
— одиночество, изоляция — часто, в качестве необходимого условия в процессе духовного становления личности или физического созревания (ср. сон в замке героинь волшебных сказок, ожидающих принца, который их разбудит — символ пробуждения сознания).
— хвастовство, роскошь;
— подсознание, смятение духа, утрата всякой надежды, нерешительность — «черный замок», то есть без освещения, с закрытыми окнами, etc.;
— ясность сознания, осуществление желаний — ярко освещенный.

«На более высоком уровне» символ:

— затруднений, возникающих на пути достижения Я (центра собственной личности),
— необходимости разрушения «крепостной обороны», воздвигаемой на этом пути силами подсознания, неразумными устремлениями сверх-Я.
Смотри также:

Рыцарь

Дева, девственница


• Сокровище

Искусство

В средневековом искусстве окружённый стеной город выступает образом трансцендентальной души и небесного Иерусалима.

В пейзаже церковь и замок могут использоваться, чтобы подчеркнуть различие между церковными и светскими фигурами на переднем плане.

В сюжете Путешествие в Еммаус в виде укрепленного города нередко изображается деревня Еммаус, называемая по-латыни castellum — замок.

Вид замка или крепости имеет иногда ограда в сюжетах:

— Сад Любви,
— Фонтан Юности,
— Замок Любви.
Смотри также:

Путешествие в Еммаус

Замок Любви


• Сад Любви

• Фонтан Юности

Ad vocem

Ad notanda

Известные замки и укрепления:

• Адрианов вал;
• Замок Адриана в Тиволи — сохранились его останки;
• Замок Св. Ангела в Риме (изначально — мавзолей императора Адриана).

Черновые материалы

Библиография

NJSS

Иллюстрации

• Крепость на побережье, осаждаемая защищаемая бушующими волнами. И. Босхиус, 1702 г.
• Замок Зегеберг в Гольштинии. Браун-Хогенберг, 1617 г.

Примечания и комментарии

  1. KERL — 50
  2. KERL — 35
  3. Пс 143:1-2
  4. EMSI, таб.4-103
  5. KERL — 32
  6. Кругообразные танцы (танец майского дерева в Англии, сардана в Каталонии), кромлехи, символы, изображающие ограду, составляющих круг люди.
  7. А. ван Шелтом, «Документы VII». Париж, 1930
  8. KERl — 48