Притхви: различия между версиями
(а) |
м |
||
Строка 35: | Строка 35: | ||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>== | ||
<references /> | <references /> | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Индия]] |
Версия 08:42, 1 июня 2023
В древнеиндийской мифологии обожествлённая и персонифицированная земля. В «Ригведе» и «Атхарваведе» ей посвящено по одному гимну[1]; обычно же Притхви-земля прославляется с Дьяусом-небом. Притхви — женское начало, она мать[2], а Дьяус — мужское начало, отец. Они супруги, которые первоначально были слиты воедино (их разъединение, приписываемое прежде всего Индре или Варуне, приравнивается к созданию вселенной). Из семени, испускаемого Дьяусом в виде дождя, мёда, жира, Притхви производит всё живое. Персонификация Притхви весьма слабая:
Согласно ведам, есть три Земли, Земля людей называется Бхуми (Bhumi), иногда и Урви (Urvi, «широкая»). Нередко Притхви появляется и в послеведийской литературе. Так, Притхви приютила у себя хайхаев в сказании о Парашураме[3]; богине Кали Притхви дала бёдра[4]. В некоторых текстах имя Притхви производят от имени Притхи («Вишну-пурана»). Как представление о матери-земле, так и мотив её разъединения с отцом-небом имеют многочисленные типологические параллели. |
См. также: |
Литература
- Топоров В. Н. Одноимённая статья в MNME