Хаягрива: различия между версиями
м |
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «») |
||
Строка 9: | Строка 9: | ||
:2. | :2. | ||
В буддийской мифологии ваджраяны идам и дхармапала, эманация будды Акшобхьи. Описание Xаягривы встречается уже в индийских садханах<ref>Напр., в «Садханамале», где его изображают в виде гневного божества, имеющего три головы и восемь рук</ref>, но чрезвычайно популярным мифологическим персонажем под именем Тамдин Xаягрива стал в Тибете и в Монголии (это объясняется тем, что культ лошади был известен там издревле). В тибетских и монгольских (а отчасти и непальских) изображениях Xаягривы (в отличие от индийских канонических) в волосах его помещают небольшую лошадиную голову. Имя и образ Xаягривы особенно часты в тибетских мифах и легендах, связанных с великими учителями школы ньинма. | В буддийской мифологии ваджраяны идам и дхармапала, эманация будды Акшобхьи. Описание Xаягривы встречается уже в индийских садханах<ref>Напр., в «Садханамале», где его изображают в виде гневного божества, имеющего три головы и восемь рук</ref>, но чрезвычайно популярным мифологическим персонажем под именем Тамдин Xаягрива стал в Тибете и в Монголии (это объясняется тем, что культ лошади был известен там издревле). В тибетских и монгольских (а отчасти и непальских) изображениях Xаягривы (в отличие от индийских канонических) в волосах его помещают небольшую лошадиную голову. Имя и образ Xаягривы особенно часты в тибетских мифах и легендах, связанных с великими учителями школы ньинма. | ||
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]] |
См. также: | См. также: |
Текущая версия на 06:36, 6 июня 2023
В индийской мифологии дайтья, который выкрал из уст Брахмы, когда тот спал в конце кальпы, четыре веды. Это грозило новому творению мира, и Вишну в своей аватаре рыбы убил Xаягриву и возвратил веды Брахме. В более поздних мифах Xаягрива, напротив, сам становится воплощением Вишну и спасает веды, украденные дайтьями Мадху и Кайтабхой[1].
В буддийской мифологии ваджраяны идам и дхармапала, эманация будды Акшобхьи. Описание Xаягривы встречается уже в индийских садханах[2], но чрезвычайно популярным мифологическим персонажем под именем Тамдин Xаягрива стал в Тибете и в Монголии (это объясняется тем, что культ лошади был известен там издревле). В тибетских и монгольских (а отчасти и непальских) изображениях Xаягривы (в отличие от индийских канонических) в волосах его помещают небольшую лошадиную голову. Имя и образ Xаягривы особенно часты в тибетских мифах и легендах, связанных с великими учителями школы ньинма. |
См. также:
|
Литература
- Одноимённая статья в MNME < MNME
- Гринцер П. А., Мялль Л. Э. Одноимённая статья в MNME
- Gulik R. H. van, Hayagriva. The Mantrayanic aspect of the horse-cult in China and Japan, Leiden, 1935 < MNME
- Bhattacharyya В., The Indian Buddhist iconography, 2 ed., Calcutta, 1958, p. 165 < MNME
- Gulik R. H. van, Hayagriva. The Mantrayanic aspect of the horse-cult in China and Japan, Leiden, 1935 < MNME