Цероклис: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «»)
Строка 12: Строка 12:
  
 
Связь Цероклиса со злаками, подтверждается наличием в фольклоре (где Цероклис отсутствует) Церу мате (Ceru mдte) — «матери кустов».
 
Связь Цероклиса со злаками, подтверждается наличием в фольклоре (где Цероклис отсутствует) Церу мате (Ceru mдte) — «матери кустов».
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]
+
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]]
  
 
См. также:
 
См. также:

Версия 06:58, 6 июня 2023

Церо́клис < латыш. cerot — «куститься»
в донесении иезуита Стрибиньша от 1606 — Deving Cereclicing
в сообщении кардинала Валенти от 1604 — Coracle

В латышской мифологии бог полей и злаков (кардиналом Валенти идентифицируется с чёртом-велнсом). Согласно Стрибиньшу, Цероклису жертвуют в лесу чёрных быка, курицу и поросёнка; упоминается также хмельной напиток в бочках — cereusiae.

В документе 1606 г., составленном на основе отчёта Стрибиньша, с культом Цероклиса связывается большой хлеб в форме змеи с раскрытой пастью и поднятым хвостом, хлебные изделия в форме собаки и свиньи, два яйца, приносимые к дубу, и т. п.

В отчёте иезуитов от 1619 г. сообщается, что при еде на землю для Цероклиса бросают первый кусок и проливают глоток питья. Автор XVIII в. Ростовский называет Цероклиса богом гостеприимства.

Связь Цероклиса со злаками, подтверждается наличием в фольклоре (где Цероклис отсутствует) Церу мате (Ceru mдte) — «матери кустов».

00-00-000-000.jpg

См. также:


Велняс
Опьяняющий напиток
Хлеб
Змея
Собака
Свинья
Яйцо
Дуб
Курица
Бык

Ср.:
Юмис
Лауку мате

Литература

  • Одноимённая статья в MNME

В. В. Иванов, В. Н. Топоров