Дхармапала: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (Замена текста — «Вайшравана» на «Вайшравана»)
м
Строка 31: Строка 31:
 
:[[Докшиты]]
 
:[[Докшиты]]
 
----
 
----
:[[Ваджрабхайрава]]
+
:Ваджрабхайрава
 
:[[Ямантака]]
 
:[[Ямантака]]
 
:[[Хаягрива]]
 
:[[Хаягрива]]

Версия 01:01, 10 февраля 2021

Дхармапа́ла — санскр. dharmapala — «защитник дхармы»
тибет. chos-skyong
тибет. drag-gsed — букв., «ужасный палач»

В буддийской мифологии божества, защищающие буддийское учение и каждого отдельного буддиста.

Группа дхармапал в пантеоне разграничена нечётко, среди них нередко перечисляются и идамы, и местные божества разных народов, у которых распространялся буддизм. В Тибете имеется список, содержащий восемь дхармапал:

  • Ваджрабхайрава (см. Ямантака),
  • Хаягрива,
  • Бэгцэ,
  • Яма,
  • Махакала,
  • Шри Деви,
  • Вайшравана,
  • Брахма.

Но, кроме перечисленных, известно ещё много других дхармапал.

Предложенная Ч. Трунгпа схема разделения дхармапал на две подгруппы (махакалы и локапалы) не вполне удовлетворительна, так как определённое их число остаётся за пределами этих групп. По-видимому, в идее дхармапал особенно ярко проявляется одна из главных особенностей буддийской мифологии — открытость нововведениям и сознательная незавершённость. В буддийской мифологии имеются легенды о том, как местные божества магической силой великих учителей были обращены в дхармапал. Так, Падмасамбхава покорил много божеств тибетской религии бон, которые до этого якобы препятствовали распространению буддизма в Тибете.

В Тибете наряду с названием дхармапала употребляют название drag-gsed, от чего происходит монгольское докшиты.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Буддийская мифология

Идам
Локапалы
Падмасамбхава
Докшиты

Ваджрабхайрава
Ямантака
Хаягрива
Яма
Махакала
Вайшравана
Брахма

Литература

  • Мялль Л. Э. Одноимённая статья в MNME
  • Schulemann G., Geschichte der Dalai — Lamas, Lpz., 1958 < MNME
  • Сhцgуam Trungpa, Visual Dharma, Berk. — L., 1975, p. 22-23 < MNME