Венера, богиня
В римской мифологии богиня садов, имя её употреблялось как синоним плодов[1]. По некоторым предположениям, первоначально персонификация абстрактного понятия «милость богов» — venia. С распространением предания об Энее Венера, почитавшаяся в некоторых городах Италии как Фрутис, была отождествлена с матерью Энея Aфродитой, став не только богиней красоты и любви, но и прародительницей потомков Энея и покровительницей римлян. Большое влияние на распространение культа Венеры в Риме оказал знаменитый сицилийский храм Венеры на горе Эриксе, откуда былo заимствовано почитание этой богини как Венеры Эруцины. Особую популярность Венера приобрела в I в. до н. э., когда ее покровительством пользовались:
Другие её эпитеты: «милостивая», «очищающая», «конная», «лысая» (по преданию, в память самоотверженности римлянок, отдавших во время войны с галлами свои волосы для изготовления канатов[2] и др. У писателей Венера — прежде всего богиня любовной страсти, мать Амура. С распространением восточных культов Венера стала отождествляться с другими богинями — Исидой, Астартой. Известное распространение получил культ Венеры и Адониса — её погибающего и воскресающего любовника[3]. В астрологии большую роль играла планета, названная именем Венеры, определявшаяся как «милостивое ночное светило, муж или женщина»[4]. Обращение к Венере-Любви в поэме "О природе вещей" Тита Лукреция Кара иллюстрирует силу женских чар богини любви. Привлеченные красотой богини, за своей повелительницей следуют неисчислимые стада зверей.
(Лукреций. О природе вещей. 1. 11-21). Тему продолжает Апулей в сочинении, посвященном любовной магии: "Венера, богиня двойная, и каждая из сих близниц правит над особыми и различными любовями и любовниками. Одна Венера - всепригодная, распаляется она любовью, свойственной черни, не только в людские души, но также и в звериные и в скотские вселяет она похоть и с неодолимою силою властно гонит к соитию содрогающиеся тела покорных тварей. А другая Венера - небесная - владеет наизнатнейшею любовью и печется лишь о людях, да и то о немногих" (Апулей. Апология, или о магии. 12). |
См. также: |
Литература
- Штаерман E. M. Одноимённая статья в MNME
- Schilling R., La rйligion rоmaine de Vйnus, P., 1954 < MNME