Пандавы

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
Па́ндавы — др.-инд. pandavas

Главные герои древнеиндийского эпоса «Махабхарата», пять сыновей царя Панду: Юдхиштхира, Бхима, Арджуна, Накула и Сахадева. Панду лишь номинально считался отцом пандавов: из-за наложенного на него проклятия он не мог иметь детей, и его первая жена Кунти родила Юдхиштхиру, Бхиму и Арджуну соответственно от богов Дхармы, Ваю и Индры, а вторая — Мадри близнецов Накулу и Сахадеву от Ашвинов. На пандавов в эпосе частично перенесены мифологические характеристики их божественных отцов.

По рассказу «Махабхараты», пандавы воспитывались вместе со своими двоюродными братьями кауравами при дворе царя Дхритараштры в Хастинапуре. С детства кауравы, и особенно старший среди них — Дурьодхана, завидовали пандавам и преследовали их. Так, когда пандавы находились на празднестве в городе Варанавате, Дурьодхана пытался сжечь их в построенном по его приказу смоляном доме, но, предупреждённые своим дядей Видурой, пандавы выбрались из западни. После сваямвары Драупади пандавы получили её себе в жёны. Дхритараштра отдал им западную половину своего царства, и пандавы выстроили себе новую столицу — Индрапрастху. Однако спустя несколько лет Дурьодхана послал Юдхиштхире вызов на игру в кости, и Юдхиштхира проиграл кауравам царство, братьев, самого себя и Драупади. Драупади удалось добиться от Дхритараштры свободы для себя и своих мужей, но вскоре Юдхиштхира вторично был втянут в игру и, проиграв и на сей раз, был вынужден уйти вместе с братьями на 13 лет в изгнание. 12 лет изгнания пандавы провели в лесу, а последний год — в услужении у царя племени матсьев Вираты. По окончании срока изгнания пандавы. потребовали вернуть им царство, но Дурьодхана отклонил их требование, и спор их смогла решить лишь братоубийственная война; в ней приняли участие почти все цари Индии. Сражение, в котором пандавы помогал своими советами Кришна, произошло на Курукшетре. От войска кауравов осталось в живых лишь три человека, но ночью после битвы эти трое во главе с Ашваттхаманом пробрались в лагерь пандавов и истребили всех спящих там воинов. Спаслись лишь пять братьев-пандавов и Кришна.

Рассказ о борьбе пандавов и кауравов составляет главное содержание «Махабхараты», которое по-разному интерпретируется исследователями. Учёные, принадлежащие к мифологической школе, рассматривали его:

  • как солнечный миф — А. Людвиг, Л. Дхар,
  • как гуманизированную версию ведийского мифа о борьбе богов и асуров — А. К. Кумарсвами,
  • как трансплантацию мифологических представлений, связанных с трёхчленным функциональным делением индоевропейского пантеона — Ж. Дюмезиль, М. Викандер; и т. п.

С другой стороны, специалисты, придерживающиеся взглядов исторической школы — К. Лассен, А. Макдонелл, Э. У. Хопкинс, М. Винтерниц, В. Рубен и др., убеждены в реальной исторической основе событий, описанных в эпосе. Учитывая устное происхождение «Махабхараты», можно предположить, что исторические предания и легенды были циклизованы в ней в форму большой эпопеи с помощью традиционной фольклорно-мифологической сюжетной модели, прослеживаемой и в других эпических памятниках.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Индийская мифология
Индуистская мифология

Панду
Кунти
Мадри
Дхарма
Ваю
Индра
Ашвины
Драупади
Дхритараштра
Кауравы
Дурьодхана
Кришна
Ашваттхаман

Сваямвара
Хастинапур
Игра в кости
Курукшетра

Литература

  • Гринцер П. А. Одноимённая статья в MNME
  • Гринцер П. А., «Махабхарата» и «Рамаяна», М., 1970 < MNME
  • его же, Древнеиндийский эпос. Генезис и типология, М., 1974 < MNME
  • Невелева С. Л., Мифология древнеиндийского эпоса, М., 1975 < MNME
  • Hopkins E. W., The great epic of India, N. Y., 1901 < MNME
  • Sukthankar V. S., On the Meaning of the Mahдbhдrata, Bombay, 1957 < MNME
  • Dumйzil G., Mythe et йpopйe. L’idйologie des trois fonctions dans les йpopйes des peuples indoeuropйens, [P., 1968] < MNME