Самантабхадра

Материал из StudioSyndrome
Версия от 19:20, 31 мая 2023; Administrator (обсуждение | вклад) (Замена текста — «Категория:Буддийская мифология» на «Категория:Буддизм»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Самантабха́дра — санскр. Samantabhadra — «всецело добрый»

В буддийской мифологии:

1)

Бодхисатва. Образ и имя Самантабхадры встречаются во многих сутрах махаяны, как, например, в «Суварнапрабхасе», в некоторых текстах цикла «Праджняпарамиты». В «Саддхармапундарике» описывается чудесное явление его перед буддой Шакьямуни, где он обещает защищать учение будды и поддерживать тех, кто следует буддизму. В «Гандавьюха-сутре» главный герой сутры Судхана только от Самантабхадры получает наивысшие поучения.

Самантабхадра упоминается в списке восьми главных бодхисатв махаяны. В ваджраяне Самантабхадра считается эманацией будды Вайрочаны.

Обычно его изображают сидящим на шестиголовом слоне, число его рук и находящихся в них предметных символов бывает разное, но всегда он держит лотос.

2)

Будда. Как будда, имеющий своё «поле будды» (Акаништха), Самантабхадра упоминается и в некоторых произведениях махаяны («Махавасту», «Ланкаватара»), но центральное место его образ занимает в мифологии ваджраяны (особенно тибетской школы ньинма), где Самантабхадра выступает в роли ади-будды (его тибетское название Кунтузангпо).

Самантабхадру изображают обычно вместе со своей праджней Самантабхадри; он тёмно-синего цвета, сидит в позе медитации, не имеет ни одежды, ни одного предметного символа. Считается, что у Самантабхадры на небе Акаништха побывал мифический основатель школы ньинма Падмасамбхава.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Буддийская мифология
Бодхисаттва
Будда

Шакьямуни
Вайрочана
Праджня
Акаништха
Падмасамбхава

Слон
Лотос
Синий цвет
Нагота

Литература

  • Мялль Л. Э. Одноимённая статья в MNME
  • Lauf D. I., Tibetan sacred art, Berk.-L., 1976 < MNME
  • Tsogyal Y., The life and liberation of Padmasambhava, v. 1-2, Emeryville, 1978 < MNME