Русалки
Персонаж (восточно)славянской мифологии и демонологии, обычно появляющийся на земле в течение Русальной недели (примыкающей к празднику Троицы) и связанный по своему происхождению с душами умерших. Приуроченность появления русалок в земном пространстве к сезону цветения злаков раскрывает их связь с вегетацией растений[3]. Будучи связан одновременно с водой и растительностью, образ русалки сочетает в себе черты водных духов[4] и карнавальных персонажей, воплощающих плодородие (Кострома, Ярила и т. п.) и гарантирующих урожай своей смертью. Видимо отсюда идёт связь русалок с миром мёртвых, приведшая под влиянием христианства к их отождествлению с вредоносными, умершими неестественной смертью «заложными» покойниками. За пределами восточнославянской зоны поверья о русалках известны в восточной Польше (р-н Подлясья), частично в Словацких Карпатах, а также в северо-восточной Болгарии. |
См. также: |
Славяне
По украинским, белорусским и южнорусским поверьям, русалками становились:
- умершие до замужества девушки[5];
- умершие на Русальной неделе;
- некрещеные дети;
- утонувшие девушки и молодые женщины.
Представления о внешнем виде русалок противоречивы, в разных местах они представляются как:
- молодые красивые девушки, обнаженные или в белых одеждах с длинными распущенными (зелёными) волосами[6];
- покойницы, похороненные в свадебном наряде (в венках, с фатой на голове);
- косматые и уродливые бабы с непомерно большой грудью, которую они перебрасывают за плечи.
Последние представления встречаются реже и, обычно, у северных русских. В восточном и центральном Полесье о таких русалках говорили, что они «кудлатые, как ведьма», «горбатые и старые», «черные, заросшие шерстью», что «у них груди, как каменья», а в руках они держат клюку, кочергу, валек для стирки белья. В южнорусских поверьях русалки характеризовались чертами потусторонней «нежити»:
- «русалка в белом, косы распустит длинные, лица не видно, руки холодные, сама длинная, высокая»;
- «в лице краски нет да руки тощие»;
- «волосатая, с закрытыми глазами и в белой одежде».
В ряде мест их представляли себе в виде полуженщин-полурыб и называли фараонками, что связано с образами поздних апокрифических преданий.
Места обитания русалок связаны с календарными сроками их пребывания на земле. Считалось, что они приходили с «того света» один раз в году на Троицкой[7] или Русальной неделе в то время, когда цветет рожь. В это время их можно было встретить не только у воды, но также бегающими в ржаном поле, качающимися на деревьях, в лесу, на перекрестках дорог, на кладбище. Они приходили в свои дома, где прежде жили, и там сидели за печью или в углах дома. Привычными их занятиями считались купание в водоемах, расчесывание своих длинных волос, плетение венков, пение и танцы в житном поле. После отведенного им срока пребывания на земле русалки уходили «на свои места» (в могилу, воду, море, на небо).
Пребывание русалок в цветущем ржаном поле мотивируется тем, что они защищают посевы и способствуют урожаю злаков. Вместе с тем они же могут навредить хозяевам, нарушившим запрет работать в поле на Русальной неделе, — тогда русалки вытаптывают или высушивают посевы. По рассказам жителей Полесья, она «кому зародит хлеб, а кому, наоборот, уничтожает все жито».
Русалки причислялись к опасным и вредоносным духам, способным наслать болезни, вызвать стихийные бедствия, засуху или непрекращающиеся ливни, градобитие и т. п. Особенно опасны они в четверг — русальчин велик день. Согласно народным поверьям, в течение Русальной недели они преследуют людей, не соблюдавших ритуальные запреты:
- заманивают на бездорожье или в воду;
- душат;
- щекочут до смерти;
- похищают и портят пряжу, нитки и полотно;
- забирают себе младенца, оставленного жницей в поле.
Во избежание встречи с русалками и чтобы не навредить им, люди соблюдали в течение Русальной недели многочисленные запреты:
- не работали в поле и огороде;
- не белили стены дома и печь — «чтобы русалкам глаза не забрызгать»;
- избегали всех работ, связанных с прядением, тканьем и шитьем — «чтобы не зашить русалок или чтобы они не запутались в нитках»;
- не ездили в лес за дровами — «чтобы не привезти в дом русалок», и т. п.
В русальную неделю также нельзя было купаться. Для защиты от русалок (выходя из деревни) с собой берут полынь, которой те боятся.
Всю троицкую неделю пели русальные песни. В воскресную ночь последнего дня Русальной недели (русальное заговенье) на столе для русалок оставляли поминальный ужин, а на заборе или на ближайшем от дома дереве оставляли для них одежду (пряжу, полотенца, нитки, девушки — венки). В соответствии с поверьями об уходе русалок после этого времени на «тот свет» в восточном Полесье и в южнорусских областях совершался обряд «проводов русалки» (см. Русалии).
Искусство
Образ русалки популярен в литературе (А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Т. Г. Шевченко) и живописи. Опоэтизированный образ русалок, широко представленный в романтической поэзии XIX в., лишь отдаленно напоминает фольклорную русалку:
- это почти всегда девушки-утопленницы;
- водяные красавицы, живущие в хрустальных дворцах на дне водоемов;
- выходящие по ночам на берег и расчесывающие свои зеленые волосы;
- заманивающие путников, чтобы защекотать или утопить их;
- эти русалки мстят неверным любовникам, из-за которых они утопились;
- ищут любви земного юноши, обещая ему несметные богатства.
Литература
- Виноградова Л. Н., Статья «Русалки» в SMES
- Иванов В. В., Топоров В. Н. Статья «Русалки» в MNME
- Зеленин Д. К., Очерки русской мифологии, П., 1916 < MNME
- Зеленин Д. К., Очерки русской мифологии: Умершие неестественной смертью и русалки. М., 1995 < SMES
- Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. М., 1989. С. 63-66 < SMES
- Померанцева Э. В., Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1975. С. 68-91 < MNME, SMES
- Виноградова Л. Н. Мифологический аспект полесской «русальной» традиции // Славянский и балканский фольклор: Духовная культура Полесья на общеславянском фоне. М., 1986. С. 88-135 < SMES
- Власова М. Русские суеверия. СПб., 1998. С. 448—464 < SMES
- Соколова В. К., Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов XIX — начала XX в., М., 1979 < MNME
Примечания
- ↑ Известны по церковно-обличительной литературе.
- ↑ По гипотезе Ф. Миклошича, это название заимствовано славянами на Балканах.
- ↑ Что подтверждается и «цветочным» именем русалок.
- ↑ Иногда русалки входят в свиту водяного.
- ↑ Особенно те, что уже были просватаны и не дожили до свадьбы
- ↑ Напоминают южнославянских вил и западноевропейских ундин.
- ↑ Следующей за троицей.