Ваджра
Один из главных символов буддистской иконографии, означает духовную мощь буддхизированного (несокрушимого) вдохновения, которая озаряет существующие в мире иллюзии. Она является символом порядка, мужского начала и вечности. В соединении с колоколом это — озаренный ум, чья нота является звуком вечности, воспринимаемым чистым духом в пределах всего мироздания. Она есть также бриллиант, инструмент познания, орудие Слова, интеллекта. Ваджра, тибетский символ «молнии и одновременно бриллианта», также связан с мировой осью (22); но если крест и распятие, ступени и жертвенный столб служат символами стремления человека к горнему миру, то молния выражает обратное: действие верхнего на нижнее. Она также соотносится со взглядом «третьего глаза» Шивы, разрушителя всех материальных форм. Символический и ритуальный предмет, равно используемый в индуизме и буддизме. Первоначально — оружие ведического Индры, с помощью которого он дробил облака и высвобождал из них дождевую воду. Ваджра тесно связана с символикой алмаза (в связи с его чистотой и нерушимостью) и созидательно-разрушительной силы молнии. Одновременное присутствие в символике ваджры образов молнии и алмаза имеет, быть может, своей основой образование при ударе молнии в землю прочных металлоподобных веществ — «синонима» драгоценных камней. В структуре ваджры прослеживается и космическая символика: её рукоять олицетворяет мировую ось, протянувшуюся между Небом и Землей, представленными двумя подобными друг другу концами ваджры. В общем смысле символизируют нерушимую твердость, непоколебимость духовной власти, сострадательную мудрость, духовную силу просвещение, а также человека, которого ничто не может «огранить» или потревожить. Подавляет все злые желания и страсти, неразрушима, но способна разрушить все, даже несокрушимое. Разделяет символику и функции:
Двойная ваджра приближается в своей символике к колесу. Основные значения:
В совокупности с колокольчиком: олицетворяют
Символизируется:
|
00-00-437-000.jpg Ваджра — палица грома. Ламаистский ритуальный объект. Тибет
См. также: |
Китай
В Тибете ваджра известна под названием «дордже». Используется в тибетском буддизме как символ высшей власти, правосудия и власти.
Может символизироваться головой барана.
Китай
- Будду и его Учение;
- превосходство;
- побеждающую силу (веры) — «как ты желаешь».
Считается что он защищает от неожиданностей и указывает путь.
Атрибут бога учения и словесности.
Индуизм
В ведийской и индуистской мифологии дубина, палица (грома), оружие Индры (реже — Рудры, Марутов, Манью)[1]. Ваджра была выкована для Индры Тваштаром или, согласно «Ригведе»[2], это сделал певец Ушана. Ваджра лежала в океане, в водах, её место — ниже солнца (в руках Индры ваджра как солнце в небе). Она:
- медная, золотая, железная, как из камня или из скалы;
- отмечается, что у ваджры четыре или сто углов, тысяча зубцов;
- иногда она в виде диска, позже — крестообразна.
В «Махабхарате» сообщается, что ваджра сделана из скелета мудреца-отшельника Дадхичи (Дадхьянча).
Ваджра выступает и как символ плодородия; не исключена её связь с дождём. Есть мнение, что ваджра некогда была образом бычьего фаллоса.
- верховная власть, Дхармы, божественная сила, космический разум, просветление
- молния Индры и Кришны
- отблеск третьего глаза Шивы
Рассматриваемая как молния одновременно сеет смерть и жизнь, олицетворяя т.о. силы разрушения и рождения. Индра как бог бури разгоняет ею облака, отождествляемые в тантризме с невежеством.
Атрибут:
- Индра — земная власть, поддержание космического порядка;
- Агни — власть духовная;
- Васу — поддержание закона и справедливости между людьми.
Нередко рассматривается как скипетр, образованный двумя трезубцами Шивы. Иногда ваджра и трезубец взаимозаменяемы в роли божественных атрибутов (у Индры и Дурги).
Буддизм
В буддийской мифологии ваджра — символ прочности и неуничтожимости. Занимает центральное место в символике ваджраяны (что следует уже из названия этого течения в буддизме), где ваджру изображают как особым образом оформленный скипетр. Ваджра — атрибут многих будд, бодхисатв и идамов, обычно наряду с колокольчиком (рукоятка которого напоминает конец Ваджры). В ваджраяне ваджра символизирует мужское начало, путь, искусные средства, сострадание, то есть активность; колокольчик символизирует женское начало (праджня), плод, мудрость, то есть пассивность.
- божественная сила Учения, способного победить и разрушить все вожделение (Земные страсти) мира;
- распространение Учения об освобождении всего живого;
- трансцендентальная истина, просветление и подавление злых устремлений и желаний;
- высшая власть, Дхарма, правосудие, авторитет;
- решимость и неустанное действие, семи позитивных и непреходящих добродетелей;
- деяния, совершаемые из сострадания.
Ваджра может символизироваться трезубцем.
Входит в число благих знаков Следов Будды (другие знаки буддхапады — свастика, колесо, раковина, рыба, корона, ваза).
Лежащая у ног Будды, посылает громы на страсти человечества в этом мире.
Ваджрасана, одна из поз Будды — символ состояние вечного превосходства.
Атрибут дхьяни(дхиани)-будд:
- Акшобхья — одинарная — власть над жизнью и правление феноменальным миром);
- Амогхасиддхи — двойная.
Изображение ваджры непременный атрибут декора священных буддийских манускриптов, призванное «расщепить незнание (невежество) и освободить познание».
Литература
- Топоров В. Н., Мялль Л. Э. Одноимённая статья в MNME
- Blofeld J., The way of power, L., 1970 < MNME
- Lauf D. I., Tibetan sacred art, Berk. — L., 1976 < MNME