Супарна

Материал из StudioSyndrome
Версия от 07:52, 2 февраля 2021; Administrator (обсуждение | вклад) (Замена текста — «Кашьяпа» на «Кашьяпа»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Супарна́ — др.-инд. su-parnб- — букв. «прекраснокрылый», «прекраснопёрый»

Мифологизированный образ птицы, широко распространённый в ведийской и индуистской мифологии, в символике северного и южного буддизма. Супарна относится к сверхъестественной, сказочной[1], или к реальной хищной птице (орёл, коршун и т. п.), или, наконец, к метонимически построенным образам[2]. В «Ригведе» Супарна упоминается как большая хищная птица, сын орла[3]. Супарна приносит сому с неба[4]. В послеведийских текстах Супарна, как и Гарутмант, — одно из наименований Гаруды. Валакхильи, обиженные Индрой, сотворили орла, крадущего сому (Супарна Сомахартар — Suparna Somahartar), чтобы навредить Индре.

В эпосе выступает коллективный мифологический персонаж, образующий особый класс — супарны. В «Махабхарате»[5] содержится история происхождения двух прародителей супарнов. Дакша выдаёт своих многочисленных дочерей замуж за риши Кашьяпу, который предлагает двум из них — Кадру и Винате — выбрать себе потомство. Кадру хочет иметь тысячу сыновей, Вината — только двух, но таких, которые превосходили бы достоинствами сыновей своей сестры Кадру. Через некоторое время у Кадру появляется тысяча яиц, а у Винаты два яйца. Через пятьсот лет из яиц Кадру вылупляется тысяча змей-нагов. Снедаемая нетерпением Вината разбивает одно яйцо и обнаруживает в нём только наполовину развившегося сына, названного Аруной. Через пятьсот лет у Винаты рождается из яйца гигантский орёл Гаруда (вместе с Аруной они называются Супарна), который, чтобы освободить свою мать из рабства, добывает у богов амриту для змей-нагов.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Индийская мифология
Ведийская мифология
Индуистская мифология
Птицы

Гаруда
Сома
Амрита
Валакхильи
Индра
Дакша
Кашьяпа
Кадру
Вината
Наги
Аруна

Орёл
Коршун

Литература

  • Топоров В. Н. Одноимённая статья в MNME

Примечания

  1. Напр., к Гаруде или соответствующим персонификациям; ср. супарна как воплощение риши, дева-гандхарвы, асуры).
  2. Напр., к солнцу или луне как «крылатым» или же «снабжённым лучами», к облакам, к лучу, к семи огненным языкам («Грихьясутра»), к соме, коню, горе, реке и т. п.
  3. РВ X 144, 4
  4. РВ VIII 100, 8; IX 48, 3
  5. Мхб. I