Рита: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «»)
 
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника)
Строка 4: Строка 4:
 
:Рита́ — ''др.-инд''. rtб-
 
:Рита́ — ''др.-инд''. rtб-
 
Обозначение универсального космического закона, одно из ключевых понятий древнеиндийского мифологического умозрения. Рита́ определяет преобразование неупорядоченного состояния в упорядоченное и обеспечивает сохранение основных условий существования вселенной, человека, нравственности. Посредством риты́ достигается порядок круговращения вселенной. Поскольку этот порядок совпадает с истиной, то и рита́ толковалась как истина в самом широком смысле (немецкий индолог Г. Людерс). Противоположность риты́ — анрита́ (anrta-), неупорядоченность как лишённость риты́. Всеобщий характер риты́ проявляется в том, что она управляет и вселенной, и ритуалом; она определяет и физический, и нравственный аспект жизни. Рита́ была установлена адитьями, которые и охраняют её. Более всех богов связан с рито́й Варуна (и Митра), именно он контролирует соответствие между рито́й и поступками людей. Рита́ не видима смертными: «закон сокрыт законом»<ref>PB V 62, 1</ref>, то есть рита́ определяется не извне, а из самой себя; иначе говоря, она определяет всё, включая и самоё себя. Даже деяния богов — не более чем частные проявления риты́. Её посредством регулируются движение солнца, дождь, жизнь растений, животных, людей, действия богов. В послеведийскую эпоху усиливается этическая интерпретация риты́. Понятие рита́ восходит к индо-иранским истокам<ref>Ср. авест. аsа-.</ref> и находит себе немало типологических параллелей<ref>Ср. др.-греч. Дике и т. п.</ref>.
 
Обозначение универсального космического закона, одно из ключевых понятий древнеиндийского мифологического умозрения. Рита́ определяет преобразование неупорядоченного состояния в упорядоченное и обеспечивает сохранение основных условий существования вселенной, человека, нравственности. Посредством риты́ достигается порядок круговращения вселенной. Поскольку этот порядок совпадает с истиной, то и рита́ толковалась как истина в самом широком смысле (немецкий индолог Г. Людерс). Противоположность риты́ — анрита́ (anrta-), неупорядоченность как лишённость риты́. Всеобщий характер риты́ проявляется в том, что она управляет и вселенной, и ритуалом; она определяет и физический, и нравственный аспект жизни. Рита́ была установлена адитьями, которые и охраняют её. Более всех богов связан с рито́й Варуна (и Митра), именно он контролирует соответствие между рито́й и поступками людей. Рита́ не видима смертными: «закон сокрыт законом»<ref>PB V 62, 1</ref>, то есть рита́ определяется не извне, а из самой себя; иначе говоря, она определяет всё, включая и самоё себя. Даже деяния богов — не более чем частные проявления риты́. Её посредством регулируются движение солнца, дождь, жизнь растений, животных, людей, действия богов. В послеведийскую эпоху усиливается этическая интерпретация риты́. Понятие рита́ восходит к индо-иранским истокам<ref>Ср. авест. аsа-.</ref> и находит себе немало типологических параллелей<ref>Ср. др.-греч. Дике и т. п.</ref>.
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]
+
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]]
  
 
См. также:
 
См. также:
Строка 13: Строка 13:
 
:[[Адитьи]]
 
:[[Адитьи]]
 
:[[Варуна]]
 
:[[Варуна]]
:[[Митра]]
+
:[[Митра, ведийская мифология|Митра]]
 
:[[Дике]]
 
:[[Дике]]
 
----
 
----
Строка 27: Строка 27:
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>==
 
<references />
 
<references />
[[Категория:Индийская мифология]]
+
[[Категория:Индия]]

Текущая версия на 14:57, 5 июня 2023

Рита́ — др.-инд. rtб-

Обозначение универсального космического закона, одно из ключевых понятий древнеиндийского мифологического умозрения. Рита́ определяет преобразование неупорядоченного состояния в упорядоченное и обеспечивает сохранение основных условий существования вселенной, человека, нравственности. Посредством риты́ достигается порядок круговращения вселенной. Поскольку этот порядок совпадает с истиной, то и рита́ толковалась как истина в самом широком смысле (немецкий индолог Г. Людерс). Противоположность риты́ — анрита́ (anrta-), неупорядоченность как лишённость риты́. Всеобщий характер риты́ проявляется в том, что она управляет и вселенной, и ритуалом; она определяет и физический, и нравственный аспект жизни. Рита́ была установлена адитьями, которые и охраняют её. Более всех богов связан с рито́й Варуна (и Митра), именно он контролирует соответствие между рито́й и поступками людей. Рита́ не видима смертными: «закон сокрыт законом»[1], то есть рита́ определяется не извне, а из самой себя; иначе говоря, она определяет всё, включая и самоё себя. Даже деяния богов — не более чем частные проявления риты́. Её посредством регулируются движение солнца, дождь, жизнь растений, животных, людей, действия богов. В послеведийскую эпоху усиливается этическая интерпретация риты́. Понятие рита́ восходит к индо-иранским истокам[2] и находит себе немало типологических параллелей[3].

00-00-000-000.jpg

См. также:

Индийская мифология
Ведийская мифология
Индуистская мифология

Адитьи
Варуна
Митра
Дике

Закон

Литература

  • Топоров В. Н. Одноимённая статья в MNME
  • Огибенин Б. Л., Структура мифологических текстов «Ригведы», М., 1968, с. 48-51 < MNME
  • Lьders H., Varuna, 1-2, Gцtt., 1951—1959 < MNME
  • «Oriens», 1960-61, Bd 13-14, S. 398—410 < MNME
  • Renou L., Etudes vйdiques et paninйennes, t. 13-14, P., 1964-65 < MNME
  • Ramakrishna G., The concept of Rta and the ethical element in Vedic literature, «Vedanta kesari», 1967, v. 54, p. 154-60 < MNME

Примечания

  1. PB V 62, 1
  2. Ср. авест. аsа-.
  3. Ср. др.-греч. Дике и т. п.