Рита: различия между версиями
(а) |
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «») |
||
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 4: | Строка 4: | ||
:Рита́ — ''др.-инд''. rtб- | :Рита́ — ''др.-инд''. rtб- | ||
Обозначение универсального космического закона, одно из ключевых понятий древнеиндийского мифологического умозрения. Рита́ определяет преобразование неупорядоченного состояния в упорядоченное и обеспечивает сохранение основных условий существования вселенной, человека, нравственности. Посредством риты́ достигается порядок круговращения вселенной. Поскольку этот порядок совпадает с истиной, то и рита́ толковалась как истина в самом широком смысле (немецкий индолог Г. Людерс). Противоположность риты́ — анрита́ (anrta-), неупорядоченность как лишённость риты́. Всеобщий характер риты́ проявляется в том, что она управляет и вселенной, и ритуалом; она определяет и физический, и нравственный аспект жизни. Рита́ была установлена адитьями, которые и охраняют её. Более всех богов связан с рито́й Варуна (и Митра), именно он контролирует соответствие между рито́й и поступками людей. Рита́ не видима смертными: «закон сокрыт законом»<ref>PB V 62, 1</ref>, то есть рита́ определяется не извне, а из самой себя; иначе говоря, она определяет всё, включая и самоё себя. Даже деяния богов — не более чем частные проявления риты́. Её посредством регулируются движение солнца, дождь, жизнь растений, животных, людей, действия богов. В послеведийскую эпоху усиливается этическая интерпретация риты́. Понятие рита́ восходит к индо-иранским истокам<ref>Ср. авест. аsа-.</ref> и находит себе немало типологических параллелей<ref>Ср. др.-греч. Дике и т. п.</ref>. | Обозначение универсального космического закона, одно из ключевых понятий древнеиндийского мифологического умозрения. Рита́ определяет преобразование неупорядоченного состояния в упорядоченное и обеспечивает сохранение основных условий существования вселенной, человека, нравственности. Посредством риты́ достигается порядок круговращения вселенной. Поскольку этот порядок совпадает с истиной, то и рита́ толковалась как истина в самом широком смысле (немецкий индолог Г. Людерс). Противоположность риты́ — анрита́ (anrta-), неупорядоченность как лишённость риты́. Всеобщий характер риты́ проявляется в том, что она управляет и вселенной, и ритуалом; она определяет и физический, и нравственный аспект жизни. Рита́ была установлена адитьями, которые и охраняют её. Более всех богов связан с рито́й Варуна (и Митра), именно он контролирует соответствие между рито́й и поступками людей. Рита́ не видима смертными: «закон сокрыт законом»<ref>PB V 62, 1</ref>, то есть рита́ определяется не извне, а из самой себя; иначе говоря, она определяет всё, включая и самоё себя. Даже деяния богов — не более чем частные проявления риты́. Её посредством регулируются движение солнца, дождь, жизнь растений, животных, людей, действия богов. В послеведийскую эпоху усиливается этическая интерпретация риты́. Понятие рита́ восходит к индо-иранским истокам<ref>Ср. авест. аsа-.</ref> и находит себе немало типологических параллелей<ref>Ср. др.-греч. Дике и т. п.</ref>. | ||
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]] |
См. также: | См. также: | ||
Строка 13: | Строка 13: | ||
:[[Адитьи]] | :[[Адитьи]] | ||
:[[Варуна]] | :[[Варуна]] | ||
− | :[[Митра]] | + | :[[Митра, ведийская мифология|Митра]] |
:[[Дике]] | :[[Дике]] | ||
---- | ---- | ||
Строка 27: | Строка 27: | ||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>== | ||
<references /> | <references /> | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Индия]] |
Текущая версия на 14:57, 5 июня 2023
Обозначение универсального космического закона, одно из ключевых понятий древнеиндийского мифологического умозрения. Рита́ определяет преобразование неупорядоченного состояния в упорядоченное и обеспечивает сохранение основных условий существования вселенной, человека, нравственности. Посредством риты́ достигается порядок круговращения вселенной. Поскольку этот порядок совпадает с истиной, то и рита́ толковалась как истина в самом широком смысле (немецкий индолог Г. Людерс). Противоположность риты́ — анрита́ (anrta-), неупорядоченность как лишённость риты́. Всеобщий характер риты́ проявляется в том, что она управляет и вселенной, и ритуалом; она определяет и физический, и нравственный аспект жизни. Рита́ была установлена адитьями, которые и охраняют её. Более всех богов связан с рито́й Варуна (и Митра), именно он контролирует соответствие между рито́й и поступками людей. Рита́ не видима смертными: «закон сокрыт законом»[1], то есть рита́ определяется не извне, а из самой себя; иначе говоря, она определяет всё, включая и самоё себя. Даже деяния богов — не более чем частные проявления риты́. Её посредством регулируются движение солнца, дождь, жизнь растений, животных, людей, действия богов. В послеведийскую эпоху усиливается этическая интерпретация риты́. Понятие рита́ восходит к индо-иранским истокам[2] и находит себе немало типологических параллелей[3]. |
См. также: |
Литература
- Топоров В. Н. Одноимённая статья в MNME
- Огибенин Б. Л., Структура мифологических текстов «Ригведы», М., 1968, с. 48-51 < MNME
- Lьders H., Varuna, 1-2, Gцtt., 1951—1959 < MNME
- «Oriens», 1960-61, Bd 13-14, S. 398—410 < MNME
- Renou L., Etudes vйdiques et paninйennes, t. 13-14, P., 1964-65 < MNME
- Ramakrishna G., The concept of Rta and the ethical element in Vedic literature, «Vedanta kesari», 1967, v. 54, p. 154-60 < MNME