Кала: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 12: Строка 12:
  
 
Кала обычно описывается как состоящий из дней и ночей, месяцев и времён года, поглощающих в своей бесконечной чреде (вращении колеса кала) человеческие существования. В этой связи кала идентифицируется с судьбой (Дайва); понятия «Кала» и «Дайва» становятся синонимами; в «Рамаяне» Лакшмана утешает Раму в его несчастьях ссылками на непреложность законов Калы<ref>Рам. VII 106,2</ref>. Философское осмысление Кала ведёт в пуранах к пониманию его как воплощения энергии Вишну или энергии индуистской божественной триады в целом в её функциях созидания, сохранения и уничтожения мира<ref>«Маркандейя-пурана» 116, 108</ref>.
 
Кала обычно описывается как состоящий из дней и ночей, месяцев и времён года, поглощающих в своей бесконечной чреде (вращении колеса кала) человеческие существования. В этой связи кала идентифицируется с судьбой (Дайва); понятия «Кала» и «Дайва» становятся синонимами; в «Рамаяне» Лакшмана утешает Раму в его несчастьях ссылками на непреложность законов Калы<ref>Рам. VII 106,2</ref>. Философское осмысление Кала ведёт в пуранах к пониманию его как воплощения энергии Вишну или энергии индуистской божественной триады в целом в её функциях созидания, сохранения и уничтожения мира<ref>«Маркандейя-пурана» 116, 108</ref>.
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-03-011-000.jpg|200px|Кала или Чамунда|ссылка=Special:FilePath/00-03-011-000.jpg]]
+
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-03-011-000.jpg|200px|Кала или Чамунда]]
  
 
См. также:
 
См. также:
Строка 41: Строка 41:
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>==
 
<references />
 
<references />
[[Категория:Индийская мифология]]
+
[[Категория:Индия]]

Текущая версия на 06:49, 6 июня 2023

Кала́ — др.-инд. Kalб — «время»

В древнеиндийской мифологии божество, которое является персонификацией времени.

В ведийской литературе кала — в значительной мере абстрактное понятие, иногда тождественное брахману и заключающее в себе космогонический принцип[1]. «Майтри-упанишада» называет кала «великим океаном творений», из которого проистекают все существа, достигают роста, а затем в нём исчезают[2].

В индуизме концепция кала хотя и конкретизуется (Кала становится божественным сыном васу Дхрувы), но по-прежнему остаётся объектом философских интерпретаций.

Эпос рассматривает калу, с одной стороны, как самостоятельное божество[3], с другой — как ипостась Ямы или Шивы (один из эпитетов Шивы — Махакала, то есть «великий Кала»). Представления о каласближаются и часто сливаются с представлениями о боге смерти Мритью. В легенде «Махабхараты» о человеке, умершем от укуса змеи, змея настаивает на своей невиновности, объявляя себя орудием Мритью, а Мритью перекладывает ответственность на Кала, воле которого он повинуется[4].

Кала обычно описывается как состоящий из дней и ночей, месяцев и времён года, поглощающих в своей бесконечной чреде (вращении колеса кала) человеческие существования. В этой связи кала идентифицируется с судьбой (Дайва); понятия «Кала» и «Дайва» становятся синонимами; в «Рамаяне» Лакшмана утешает Раму в его несчастьях ссылками на непреложность законов Калы[5]. Философское осмысление Кала ведёт в пуранах к пониманию его как воплощения энергии Вишну или энергии индуистской божественной триады в целом в её функциях созидания, сохранения и уничтожения мира[6].

Кала или Чамунда

См. также:

Индийская мифология
Ведийская мифология
Индуистская мифология
Время

Брахман
Васу
Дхрува
Яма
Шива
Махакала
Вишну
Тримурти
Лакшмана
Рама

Колесо
День
Месяцы
Год

Литература

  • Гринцер П. А. Одноимённая статья в MNME
  • Scheftelowitz I., Die Zeit als Schicksalegottheit in der indischen und iranischen Religion, Stuttg., 1929 < MNME

Примечания

  1. AB XIII 2; XIX 53, 54 и др.
  2. Майт.-уп. VI 14-16
  3. Напр., Мбх. XII 19, 31
  4. Мбх. XIII 1
  5. Рам. VII 106,2
  6. «Маркандейя-пурана» 116, 108