Нарака: различия между версиями
м |
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «») |
||
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника) | |||
Строка 17: | Строка 17: | ||
В народном буддизме нарака считаются реально существующими, но в философском буддизме (особенно в ваджраяне) их рассматривают как сотворение собственной психики. | В народном буддизме нарака считаются реально существующими, но в философском буддизме (особенно в ваджраяне) их рассматривают как сотворение собственной психики. | ||
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]] |
См. также: | См. также: | ||
Строка 42: | Строка 42: | ||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>== | ||
<references /> | <references /> | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Индия]] |
Текущая версия на 03:01, 5 июня 2023
В древнеиндийской мифологии ад или совокупность адов. О «подземном доме», в котором демоны терзают грешников, впервые говорится в «Атхарваведе»[1]. По более поздним представлениям, нарака разделён на 7, или на 21[2], или на 28, или на 50 кругов, расположенных друг за другом под подземным миром паталой. На верхней границе нараки находится столица царства Ямы — Ямапуpa, где определяется участь умершего. В соответствии с семичленным делением нараки:
В седьмом круге в кромешной тьме светится одна только пылающая яма, в ней горят и не могут сгореть до конца преступники; рядом демоны раздирают их на части раскалёнными щипцами, сбрасывают на остроконечные деревья, варят в масле и т. п. Пытки особенно мучительны из-за того, что все чувства грешников предельно обострены. И самое главное: в отличие от тех, кто пребывает в верхних шести кругах и кто по истечении определённого срока мучений получает новое рождение на земле, обитатели седьмого круга должны страдать до конца кальпы, то есть до тех пор, пока не погибнет вся вселенная[3]. В буддийской мифологии нарака — одна из шести сфер бытия в сансаре. Нарака — самое неблагоприятное место для перерождения, но все адские мучения не считаются вечными, так как после преодоления плодов неудачной кармы любое существо может возродиться в более высоких сферах и даже достичь нирваны. Более того, будды и бодхисатвы могут, побуждённые состраданием, сами отправиться в нараку, чтобы избавить тамошних обитателей от страданий и направить их в более высокие состояния вплоть до нирваны. Таким образом, несмотря на то что описания нараки напоминают описания христианского ада, в сотериологическом контексте он соответствует скорее католическому чистилищу. В нараке живые существа (в том числе и люди) попадают за тяжкие преступления: убийства (включая животных), обман, самоубийства, клевету на будд и бодхисатв и т. д. Категории мучений различаются в зависимости от вида нараки (разрезание, сжигание, раздавливание, замораживание и т. д.). Однако после смерти мучившиеся в нараке существа оживают и жизнь начинается сначала. Общее описание нараки одинаково во всех основных школах буддизма. Главными нараками считают восемь жарких и восемь холодных. Кроме того, имеются ещё второстепенные, т. н. соседствующие и случайные нараки. Жаркие расположены под Джамбудвипой (мифологическое название Индии) один под другим, причём ужасающие свойства их нарастают в соответствии с удалённостью от поверхности земли (самым ужасным считается авичи). В четырёх сторонах от жарких нараков находятся соседствующие ады (напр., наполненная кипятком и пеплом река Вайтарани). Холодные нараки расположены на краях мира, случайные нараки могут находиться в любых местах (в горах, в реках, пустынях и т. п.). Продолжительность пребывания в нараке колеблется от относительно малого количества лет в случайных до целых кальп в авичи. В народном буддизме нарака считаются реально существующими, но в философском буддизме (особенно в ваджраяне) их рассматривают как сотворение собственной психики. |
См. также:
|
Литература
- Гринцер П. А., Мялль Л. Э. Одноимённая статья в MNME
- Garn Po Rin Po Chhe, The Jewel ornament of liberation transi, from the Tibetian, L., 1969, p. 56-62 < MNME
- Waddell L. A., The Buddhism of Tibet or lamaism, Camb., 1974 < MNME