Кала: различия между версиями
м |
м |
||
Строка 12: | Строка 12: | ||
Кала обычно описывается как состоящий из дней и ночей, месяцев и времён года, поглощающих в своей бесконечной чреде (вращении колеса кала) человеческие существования. В этой связи кала идентифицируется с судьбой (Дайва); понятия «Кала» и «Дайва» становятся синонимами; в «Рамаяне» Лакшмана утешает Раму в его несчастьях ссылками на непреложность законов Калы<ref>Рам. VII 106,2</ref>. Философское осмысление Кала ведёт в пуранах к пониманию его как воплощения энергии Вишну или энергии индуистской божественной триады в целом в её функциях созидания, сохранения и уничтожения мира<ref>«Маркандейя-пурана» 116, 108</ref>. | Кала обычно описывается как состоящий из дней и ночей, месяцев и времён года, поглощающих в своей бесконечной чреде (вращении колеса кала) человеческие существования. В этой связи кала идентифицируется с судьбой (Дайва); понятия «Кала» и «Дайва» становятся синонимами; в «Рамаяне» Лакшмана утешает Раму в его несчастьях ссылками на непреложность законов Калы<ref>Рам. VII 106,2</ref>. Философское осмысление Кала ведёт в пуранах к пониманию его как воплощения энергии Вишну или энергии индуистской божественной триады в целом в её функциях созидания, сохранения и уничтожения мира<ref>«Маркандейя-пурана» 116, 108</ref>. | ||
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-03-011-000.jpg|200px|Кала или Чамунда | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-03-011-000.jpg|200px|Кала или Чамунда]] |
См. также: | См. также: |
Текущая версия на 06:49, 6 июня 2023
В древнеиндийской мифологии божество, которое является персонификацией времени. В ведийской литературе кала — в значительной мере абстрактное понятие, иногда тождественное брахману и заключающее в себе космогонический принцип[1]. «Майтри-упанишада» называет кала «великим океаном творений», из которого проистекают все существа, достигают роста, а затем в нём исчезают[2]. В индуизме концепция кала хотя и конкретизуется (Кала становится божественным сыном васу Дхрувы), но по-прежнему остаётся объектом философских интерпретаций. Эпос рассматривает калу, с одной стороны, как самостоятельное божество[3], с другой — как ипостась Ямы или Шивы (один из эпитетов Шивы — Махакала, то есть «великий Кала»). Представления о каласближаются и часто сливаются с представлениями о боге смерти Мритью. В легенде «Махабхараты» о человеке, умершем от укуса змеи, змея настаивает на своей невиновности, объявляя себя орудием Мритью, а Мритью перекладывает ответственность на Кала, воле которого он повинуется[4]. Кала обычно описывается как состоящий из дней и ночей, месяцев и времён года, поглощающих в своей бесконечной чреде (вращении колеса кала) человеческие существования. В этой связи кала идентифицируется с судьбой (Дайва); понятия «Кала» и «Дайва» становятся синонимами; в «Рамаяне» Лакшмана утешает Раму в его несчастьях ссылками на непреложность законов Калы[5]. Философское осмысление Кала ведёт в пуранах к пониманию его как воплощения энергии Вишну или энергии индуистской божественной триады в целом в её функциях созидания, сохранения и уничтожения мира[6]. |
См. также: |
Литература
- Гринцер П. А. Одноимённая статья в MNME
- Scheftelowitz I., Die Zeit als Schicksalegottheit in der indischen und iranischen Religion, Stuttg., 1929 < MNME