Питары
В древнеиндийской мифологии обожествляемые умершие предки, пребывающие на третьем небе. Культ питаров играл особую роль в погребальных обрядах, относящихся к богу смерти Яме, «господину над питарами». В «Ригведе» питарам посвящены два гимна[1]. Под питарами обычно понимают первых, древних прародителей, проложивших путь, по которому следуют и недавно умершие. Питары упоминаются в связи с третьим шагом Вишну. Различают разные группы Питаров: вайрупы, навагвы, ангирасы, атхарваны, бхригу, васиштхи. Особенно близкое отношение к Яме имеют ангирасы. Согласно «Атхарваведе»[2], питары населяют воздух, землю и небеса. Они пируют с Ямой и другими богами[3], участвуют в жертвоприношении сомы (подчёркивается их любовь к напитку). К ним обращаются с просьбами о богатстве, потомстве, долгой жизни. Питары бессмертны[4], и о них говорят, как о богах. Иногда им приписываются и космические действия (они украшают небо звёздами, устанавливают тьму и свет, порождают зарю, обнаруживают спрятанный свет и т. п.). Путь питаров отличен от пути богов, подобно тому как мир питаров (pitrloka) противопоставлен миру богов (svarga loka)[5]. Тем не менее, согласно «Ваю-пуране» и «Хариванше», первые питары были сыновьями богов, тогда как сами боги, пренебрёгшие Брахмой, были прокляты им и обращены в безумцев. Иногда питарами называют десятерых Праджапати, прародителей людей. Культ питаров имеет глубокие индоевропейские корни[6]. |
См. также: |
Литература
- Топоров В. Н. Одноимённая статья в MNME
- Сaland W., Altindischer Ahnenkult, Leiden, 1893 < MNME