Мартанда

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
Мартанда́ — др.-инд. Martandб — букв. «из мёртвого яйца (происходящий)», согласно комментарию Саяны, — «птица»

Древнеиндийский мифологический персонаж, один из сыновей Адити, солнечное божество. Мартанда упоминается в ведах, в брахманах, в эпосе; в «Ригведе» имя Мартанды отмечено лишь трижды. Мартанда — эпитет персонажа, который чаще обозначается другим эпитетом — Вивасват (собственно «сияющий»). Основной сюжет, известный в ряде версий[1], является общим для Мартанды и для Вивасвата, что, однако, ещё не даёт оснований для полного их отождествления. Адити, дочь Дакши, родила семь сыновей, составивших класс адитьев, последним из которых был Индра. Но иногда речь идёт[2] и о рождённом позже, восьмом сыне Матранде.

Он появился на свет безобразным, без рук и без ног, подобный шару. Сначала Адити бросает его, но потом приносит к себе. Старшие братья Мртанды отсекают у него всё лишнее. Предполагается, что после этой операции Мартанда стал солнцем (ср. древнеиндийские образы крылатого солнца, солнца как птицы, с одной стороны, и мотив птицы, рождённой из яйца, — с другой). По-видимому не случайно, солнце называют сыном Адити[3], а мотив бросания Мартанды и его возвращения соотносится с мотивом заходящего и восходящего солнца. С Мартандой связана идея умирания и нового рождения, определяющая, в частности, и границы временных членений. Эта преимущественно космологическая специализация Мартанды, видимо, объясняет обычное изъятие образа Мартанды из сюжетов, связанных с Вивасватом.

Образ Маратанды в конечном счёте восходит к мотиву мирового яйца. Некоторые параллели, как, например, с древнеиранским Гайомартом (букв. «живой-мёртвый») или со славянским «мёртвым» яйцом [4] в одном варианте или мотивом яйца жар-птицы в другом, позволяют говорить не только о генетических связях указанной древнеиндийской мифологемы («солнце из мёртвого яйца»), но и о реконструкции её более древней индоевропейской формы.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Индийская мифология
Ведийская мифология
Индуистская мифология

Адити
Дакша
Вивасват
Индра

Солнце
Птица
Яйцо
Яйцо мировое
Гайомарт

Литература

  • Топоров B. H. Одноимённая статья в MNME
  • Топоров В. Н., К реконструкции мифа о мировом яйце, в кн.: Труды по знаковым системам, т. 3, Тарту, 1967 < MNME
  • Schrцder L. von, Der siebente Вditya, «Indogermanische Forschungen», 1912, Bd 31, S. 178-93 < MNME
  • Lommel H., Kavya Usan, Der Welt-Ei-Mythus im Rig-Veda, в сб.: Mйlanges de linguistique offerts а Charles Bally, Gen., 1939 < MNME
  • его же, Vedische Einzelstudien, 1. Syavasva, 2. Saranyu, "Zeitschrift der deutshen Morgenlдndischen Gesellschaft.. 1950, Bd 99, H. 2 < MNME
  • его же, Der Mythus von Vivasvat und Saranyu, там же < MNME
  • Bosch F. D. K., The golden germ. An introduction to Indian Symbolism, s-Gravenhage, 1960 < MNME
  • Hoffmann K., Martanda und Gayomart, в его кн.: Aufzдtze zur Indoiranнstik, Bd 2, Wiesbaden, 1976, S. 422-38 < MNME

Примечания

  1. Ср. изложение его в «Шатапатха-брахмане» III, «Маркандейя-пуране» 103, 1, 3-40; 105, 1-20, «Махабхарате» в комментариях Саяны и т. п.
  2. Напр., PB X 72, 8-9
  3. AB XIII 2, 9, 37
  4. «Яйцо, в котором заключена смерть Кощея».