Дурга
В индуистской мифологии имя супруги Шивы в одной из ее грозных ипостасей. Почитание Дурги первоначально было свойственно неарийским племенам шабаров, барбаров и пулиндов[1]. Включение в первых веках н. э. Дурги в индуистский пантеон связано с адаптацией индуизмом неортодоксальных народных верований и, в частности, культа Великой богини-матери, олицетворяющей созидательные и разрушительные силы природы. Став одним из воплощений Деви или Парвати, Дурга рассматривалась в теологии шактизма и тантризма как шакти Шивы — манифестация его творческой энергии. В мифах Дурга выступает богиней-воительницей, защитницей богов и мирового порядка, когда им грозит опасность от демонов. Один из главных ее подвигов — уничтожение демона-буйвола Махиши, прогнавшего богов с неба на землю. Махишу, который не мог быть побежден ни мужем, ни животным, Дурга убивает в жестоком поединке[2]. Среди аналогичных подвигов Дурги, совершаемых ею в разных ее формах (Кали, Чамунда, Тара, Нанда и т. п.), — убийство асур Шумбхи и Нишумбхи (см. Сунда), Мадху и Кайтабхи, Чанди и Мунды и др. Дурга обычно изображается десятирукой, восседающей на льве или тигре, с оружием и атрибутами различных богов: трезубцем Шивы, диском Вишну, луком Ваю, копьём Агни, ваджрой Индры, петлей Варуны. Живёт Дурга в горах Виндхья в окружении восьми постоянных помощниц — йогинь, пожирающих остатки её кровавой трапезы. Культ Дурги, распространившийся в средние века по всей Индии, постепенно вобрал в себя многие культы местных богинь: Коттравей и Эламмы на дравидском юге, бенгальской богини оспы Шиталы и т. п. |
См. также: |
Литература
- Гринцер П. А. Одноимённая статья в MNME
- O’Flaherty W. D., Asceticism and eroticism in the mythology of Siva, L. — N. Y., 1973 < MNME
- Agrawala V. S., The glorification of the great Goddess, Varanasi, 1963 < MNME