Аватара
Нисхождение божества на землю, его воплощение в смертное существо ради «спасения мира», восстановления «закона» и «добродетели» (дхармы) или защиты своих приверженцев[1], при сохранении божеством частично божественной природы и приобретении им отчасти земной природы. Зарождение представления об аватаре засвидетельствовано в брахманах. В «Шатапатха-брахмане» Праджапати воплощается:
Миф об аватарах всех богов во главе с Нараяной, сошедших на землю ради ее избавления от бесчинства данавов, ракшасов, гандхарвов и змей, рассказан в «Махабхарате»[5]. Известны аватары Шивы (главным образом в виде аскета и наставника в йоге, которых насчитывается 28), но они не приобрели такого же значения, как аватары Вишну. По мере того, как Вишну занимает доминирующее положение в пантеоне, представление об аватарах связывается по преимуществу с его именем. Каноническую форму учение об аватарах приобретает в «Махабхарате», «Рамаяне», пуранах. Среди аватар Вишну общепризнанными и наиболее чтимыми являются десять:
Первые восемь из перечисленных — главные аватары Вишну, ставшие независимыми объектами важнейших индуистских культов и обладавшие собственной разветвленной мифологией. |
См. также: |
Черновые материалы
BDGS Бог-хранитель может принимать бесчисленное множество обликов. В сказании говорится: «Попробуй сосчитать песчинки на морском берегу, и все равно ты скорее кончишь свой счет, чем если попытаешься исчислить количество обликов, которые принял я в путешествиях в пространстве и времени».
Так же как живущее в народе поверье, учит и Бхагавата-пурана: «Как из моря, которое нельзя вычерпать, во все стороны устремляются реки, так и тот, кто снимает все страдания и представляет собой все сущее на Земле, имеет бесконечное множество воплощений. Все провидцы, которых знает мир, все боги, все божественные законы — это все он, все — дольки от его единой сути».
Индийская традиция называет 22 важнейших облика вечного хранителя. Мы не исключаем, что тождество этого числа с количеством больших арканов в картах Тарот — отнюдь не совпадение. Чтобы оправдать именно это число, индусы называют, как правило, 10 основных превращений (маха- или юга-аватары), которые повторяются каждые 4 320 000 лет (1000 таких обращений дают 4 320 миллионов лет — один день Брахмы).
«Чтобы спасти землю, святых богов, священников и священные рукописи, чтобы обеспечить каждому существу внешнее и внутреннее совершенство, наш господин принимает образ земного существа»,— говорит Бхагатава-пуране.
Иллюстрации
Литература
- Гринцер П. А. Одноимённая статья в MNME
- Hacker P., Zur Entwicklung der Avataralchre, «Wiener Zeitschrift fur die Kunde Slid- und Ostaslens», I960, № 4, S. 47-70 < MNME
- Hohenberger A., Die indische Flutsage und das Matsyapurana, Lpz., 1930 < MNME
- Abegg E., Der Messiasglaube in Indien und Iran, B.-Lpz.. 1928 < MNME