Тваштар: различия между версиями
м |
м |
||
Строка 63: | Строка 63: | ||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>== | ||
<references /> | <references /> | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Индия]] |
Версия 08:59, 1 июня 2023
В древнеиндийской мифологии бог-демиург, творец всех существ и форм. В «Ригведе» упоминается около 65 раз:
его руки искусны; в руке у него — нож или топор[2];
Он — божественный мастер-создатель форм, он овладевает ими, творит и изменяет их; сам он многоформен и обладает «всеми формами» (отсюда его эпитет Вишварупа). Тваштар выковал
Он создал
Позднее он отождествляется и вытесняется образом Праджапати как Вишвакармана. Тваштар, одиннадцатый сын Адити, имел жену-демоницу из асурского рода, которая родила ему трёхглавого Вишварупу и дочь Саранью в облике кобылицы. Индра убивает Вишварупу. Узнав об этом, Твашар пришёл в ярость; она ещё более возросла, когда Индра без приглашения напился сомы, которой ведал Тваштар. Чтобы отомстить Индре, Тваштар создал из сомы и огня чудовище Вритру. Из других мотивов существенны:
Само имя Тваштара — скорее эпитет, имеющий, однако, индоевропейские корни[4]. |
См. также:
|
Литература
- Топоров В. Н. Одноимённая статья в MNME
- Вloomfiеld M., Contributions to the interpretation of the Veda. III. The marriage of Saranyu, Twastar’s Daughter, «Journal of American Oriental Society», 1891, v. 15, p. 172—188 < MNME
- Ammer K., Tvastar, ein altindischer Schцpfergott, «Sprache», 1949, Bd 1, S 68-77 < MNME
- Leumann M., Der indoiranische Bildnergott Twastar, «Asiatische Studien», 1954, Bd 8, S. 79-84 < MNME