Атхарван: различия между версиями
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «») |
|||
| (не показаны 2 промежуточные версии этого же участника) | |||
| Строка 4: | Строка 4: | ||
:А́тхарван — ''др.-инд''. бtharvan | :А́тхарван — ''др.-инд''. бtharvan | ||
В древнеиндийской мифологии жрец, первым добывший трением огонь — Агни и установивший жертвоприношение; с помощью жертвоприношения Атхарван пролагает пути, на которых рождается солнце<ref>РВ I 83, 5</ref>. Атхарван подносит чашу сомы Индре<ref>AB XVIII 3, 54</ref>; Индра же, как и Трита, Дадхьянч и Матаришван — помощники Атхарвана. Варуна даёт Атхарвану чудесную корову<ref>РВ V 11; VII 104</ref>. Атхарван — друг богов и живёт на небесах<ref>РВ IV 1, 7</ref>; иногда о нём говорят как о древнем учителе<ref>Шат.-бр. XIV 5, 5, 22; 7, 3, 28</ref>. Позднее Атхарвана считают старшим сыном Брахмы (который открывает сыну божественное знание), связывают с Праджапати, отождествляют с Ангирасом; ему же приписывают авторство «Атхарваведы». В Древней Индии именем Атхарвана обозначали особую категорию ведийских жрецов, ведавших при жертвоприношениях огнём и сомой, считалось, что они — потомки Атхарвана. Иногда Атхарван обозначает в Индии жреца вообще. Жрецы-атхарваны известны и в древнеиранской традиции<ref>Ср. ''авест''. атраван, atravan < atar, «огонь»</ref>. | В древнеиндийской мифологии жрец, первым добывший трением огонь — Агни и установивший жертвоприношение; с помощью жертвоприношения Атхарван пролагает пути, на которых рождается солнце<ref>РВ I 83, 5</ref>. Атхарван подносит чашу сомы Индре<ref>AB XVIII 3, 54</ref>; Индра же, как и Трита, Дадхьянч и Матаришван — помощники Атхарвана. Варуна даёт Атхарвану чудесную корову<ref>РВ V 11; VII 104</ref>. Атхарван — друг богов и живёт на небесах<ref>РВ IV 1, 7</ref>; иногда о нём говорят как о древнем учителе<ref>Шат.-бр. XIV 5, 5, 22; 7, 3, 28</ref>. Позднее Атхарвана считают старшим сыном Брахмы (который открывает сыну божественное знание), связывают с Праджапати, отождествляют с Ангирасом; ему же приписывают авторство «Атхарваведы». В Древней Индии именем Атхарвана обозначали особую категорию ведийских жрецов, ведавших при жертвоприношениях огнём и сомой, считалось, что они — потомки Атхарвана. Иногда Атхарван обозначает в Индии жреца вообще. Жрецы-атхарваны известны и в древнеиранской традиции<ref>Ср. ''авест''. атраван, atravan < atar, «огонь»</ref>. | ||
| − | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]] |
См. также: | См. также: | ||
| Строка 13: | Строка 13: | ||
---- | ---- | ||
:[[Агни]] | :[[Агни]] | ||
| − | :[[Огонь]] | + | :[[Огонь, стихия|Огонь]] |
:[[Жертвоприношение]] | :[[Жертвоприношение]] | ||
:[[Индра]] | :[[Индра]] | ||
| Строка 30: | Строка 30: | ||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>== | ||
<references /> | <references /> | ||
| − | [[Категория: | + | [[Категория:Индия]] |
Текущая версия на 06:00, 3 июня 2023
В древнеиндийской мифологии жрец, первым добывший трением огонь — Агни и установивший жертвоприношение; с помощью жертвоприношения Атхарван пролагает пути, на которых рождается солнце[1]. Атхарван подносит чашу сомы Индре[2]; Индра же, как и Трита, Дадхьянч и Матаришван — помощники Атхарвана. Варуна даёт Атхарвану чудесную корову[3]. Атхарван — друг богов и живёт на небесах[4]; иногда о нём говорят как о древнем учителе[5]. Позднее Атхарвана считают старшим сыном Брахмы (который открывает сыну божественное знание), связывают с Праджапати, отождествляют с Ангирасом; ему же приписывают авторство «Атхарваведы». В Древней Индии именем Атхарвана обозначали особую категорию ведийских жрецов, ведавших при жертвоприношениях огнём и сомой, считалось, что они — потомки Атхарвана. Иногда Атхарван обозначает в Индии жреца вообще. Жрецы-атхарваны известны и в древнеиранской традиции[6]. |
См. также: |
Литература
- Топоров В. Н. Одноимённая статья в MNME