Гандхарвы: различия между версиями
(а) |
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «») |
||
(не показаны 3 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 16: | Строка 16: | ||
Некоторые исследователи сближают гандхарвов по имени и частично по функциям с греческими кентаврами. | Некоторые исследователи сближают гандхарвов по имени и частично по функциям с греческими кентаврами. | ||
----Могут приобретать различные облики, в том числе и человека. Изображаются обычно как прекрасные юноши, часто с музыкальными инструментами (лютня) в руках. Гандхарвам открыты божественные тайны, подвластно им и движение звезд. | ----Могут приобретать различные облики, в том числе и человека. Изображаются обычно как прекрасные юноши, часто с музыкальными инструментами (лютня) в руках. Гандхарвам открыты божественные тайны, подвластно им и движение звезд. | ||
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]] |
См. также: | См. также: | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
:[[Апсары]] | :[[Апсары]] | ||
:[[Брахма]] | :[[Брахма]] | ||
− | : | + | :Кашьяпа |
:[[Дакша]] | :[[Дакша]] | ||
:[[Нарада]] | :[[Нарада]] | ||
Строка 32: | Строка 32: | ||
:[[Индра]] | :[[Индра]] | ||
:[[Вач]] | :[[Вач]] | ||
− | : | + | :Гандарва |
− | :[[Кентавры]] | + | :[[Кентавр|Кентавры]] |
---- | ---- | ||
:[[Солнце]] | :[[Солнце]] | ||
Строка 43: | Строка 43: | ||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>== | ||
<references /> | <references /> | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Индия]] |
Текущая версия на 03:12, 4 июня 2023
МНМ
В древнеиндийской мифологии группа полубогов. В «Ригведе» обычно упоминается только один гандхарва[1] — хранитель сомы, иногда отождествляемый с сомой[2], супруг «женщины вод», или апсарас[3] От гадхарва и апсарас рождаются первопредки людей — близнецы Яма и Ями[4]. В той же «Ригведе» гандхарва, пребывающий в верхнем небе, ассоциируется с солнцем и солнечным светом[5]. Наконец, в ряде случаев гандхарва выступает в «Ригведе» как демон, враждебный Индре[6]. В «Атхарваведе», где число гандхарв возрастает до нескольких тысяч, они — вредоносные духи воздуха, лесов и вод; в «Шатапатха-брахмане» гандхарвы похищают у богов сому, но вынуждены вернуть его, соблазнённые богиней Вач[7]. (Некогда они охраняли священный напиток сому, но его похитила богиня мудрости Сарасвати. ???) В послеведической мифологии функции гандхарвов частично меняются. Их изначальная связь с солнечным светом сохраняется лишь в эпитете: «блеском подобные солнцу». Как и другие полубоги, они могут быть враждебны людям. Тому, кто увидит в воздухе призрачный «город гандхарвов» (своего рода фата-моргана, мираж), грозит несчастье или гибель. Вместе с тем, будучи мужьями или возлюбленными небесных танцовщиц — апсар, гандхарвы в эпосе и пуранах в первую очередь рисуются как искусные певцы и музыканты (искусство музыки именуется «искусством гандхарвов»), которые услаждают богов на их празднествах и пиршествах. Иногда, в ясную погоду, небесное пение гандхарвов может услышать на земле (в горах) и обычный смертный. Различно трактуется происхождение гандхарвов:
Пураны и эпос упоминают многих царей гандхарвов, среди которых наиболее значительны Читраратха, Сурьяварчас, божественный риши Нарада, Вишвавасу. В царствование последнего, по пуранической легенде, возникла вражда между гандхарвами и змеями-нагами: сначала гандхарвы проникли в подземное царство нагов и отняли у них их сокровища, затем нагам с помощью Вишну удалось прогнать гандхарвов и возвратить свои богатства. Некоторые исследователи сближают гандхарвов по имени и частично по функциям с греческими кентаврами. Могут приобретать различные облики, в том числе и человека. Изображаются обычно как прекрасные юноши, часто с музыкальными инструментами (лютня) в руках. Гандхарвам открыты божественные тайны, подвластно им и движение звезд. |
См. также: |
Литература
- Гринцер П. А. Одноимённая статья в MNME
- Panchamukhi R. S., Gandharvas and Kinnaras in Indian Ironography, Dharwar,1951 < MNME