Праджапати: различия между версиями
(а) |
м (Замена текста — «Золотой зародыш» на «Хираньягарбха») |
||
Строка 45: | Строка 45: | ||
---- | ---- | ||
:[[Семя]] | :[[Семя]] | ||
− | :[[ | + | :[[Хираньягарбха]] |
:[[Лань]] | :[[Лань]] | ||
:[[Антилопа]] | :[[Антилопа]] |
Версия 23:01, 27 января 2021
В древнеиндийской мифологии божество — творец всего сущего. С таким приурочением это имя появляется в «Ригведе» четырежды (кроме этого, Праджапати — эпитет Савитара[1], и Сомы[2]:
В знаменитом гимне неизвестному богу, где Праджапати назван лишь в самом конце, говорится, что он возник как золотой зародыш, стал единственным господином творения (ср. Вишвакарман как ипостась Праджапати), поддержал землю и небо, укрепил солнце, измерил пространство, дал жизнь и силу; Праджапати властвует над двуногими и четвероногими, его руки — стороны света. Эта функция высшего бога и господина творения ещё более полно засвидетельствована «Атхарваведой», «Ваджасанейи-самхитой Яджурведы» и особенно брахманами. Здесь Праджапати —
Упанишады сохраняют именно этот образ Праджапати, придавая ему, однако, черты универсального безличного принципа, абсолюта. Уже в сутрах Праджапати отождествляется с Брахмой. В эпосе Праджапати становится эпитетом Брахмы (и некоторых других богов-творцов) или даже его особой ипостасью. Тем не менее именно Брахма и другие боги-творцы вытесняют образ Праджапати во всех его прежних функциях. Зато некоторые дополнительные детали выясняются из связей Праджапати не только с Брахмой, но и с Вишну, Ямой и Варуной. Именем Праджапати позже называют мудрецов[11], праотцев человеческого рода, а также одну из восьми узаконенных форм брака. Основной сюжет с участием Праджапати обнаруживает своё ядро в «Ригведе»[12] и в том или ином виде отражён в «Майтрайяни-самхите»[13], «Шатапатха-брахмане»[14], «Айтарейя-брахмане»[15] и др.:
«Каушика-брахмана»[16] предлагает иную версию:
Тот же сюжет уже в ведийские времена передавался и в астральном плане: Праджапати отождествлялся с созвездием Мригаширша, Ушас — с созвездием Рохини (Тельца), Рудра — с Ардра. |
См. также: |
Литература
- Топоров В. Н. Одноимённая статья в MNME
- Scharbau K. A., Die Idee der Schцpfung in der vedischen Literatur, Stuttg., 1932; Bhattacharji S., The Indian theogony, Camb., 1970 < MNME
Примечания
- ↑ РВ IV 53, 2
- ↑ РВ IX 5, 9
- ↑ РВ X 121, 10
- ↑ РВ X 85, 43
- ↑ РВ X 169, 4
- ↑ РВ X 184, 1
- ↑ Шат.-бр. II 1, 6, 14; Тайтт.-бр. VIII 1, 3, 4 и др.
- ↑ Шат.-бр. II 2, 4, 1. Возможно, андрогин — создавший всё из себя.
- ↑ Тайтт.-бр. II 2, 2, 3
- ↑ Шат.-бр. II 4, 4, 1; VI 2, 3, 1
- ↑ Мбх. X 21
- ↑ РВ I 71, 5; X 61, 5-7
- ↑ Майт.-самх. IV 2, 12
- ↑ Штп.-бр. I 7, 4, 1
- ↑ Айт.-брб III 33
- ↑ Кауш-брб. VI