Тваштар: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «»)
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 27: Строка 27:
 
*мёд Тваштара.
 
*мёд Тваштара.
 
Само имя Тваштара — скорее эпитет, имеющий, однако, индоевропейские корни<ref>Ср. авест. Tworрstar — «творец» и др.</ref>.
 
Само имя Тваштара — скорее эпитет, имеющий, однако, индоевропейские корни<ref>Ср. авест. Tworрstar — «творец» и др.</ref>.
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]
+
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]]
  
 
См. также:
 
См. также:
Строка 63: Строка 63:
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>==
 
<references />
 
<references />
[[Категория:Индийская мифология]]
+
[[Категория:Индия]]

Текущая версия на 03:33, 6 июня 2023

Тва́штар — др.-инд. Tvastar < tvaks- — «производить», «создавать»

В древнеиндийской мифологии бог-демиург, творец всех существ и форм. В «Ригведе» упоминается около 65 раз:

он — «прекраснорукий»[1];

его руки искусны; в руке у него — нож или топор[2];

  • в «Атхарваведе» Тваштар изображается как старец с чашей сомы в руках;
  • Твашатара именуют «господином форм», «творцом форм»[3].

Он — божественный мастер-создатель форм, он овладевает ими, творит и изменяет их; сам он многоформен и обладает «всеми формами» (отсюда его эпитет Вишварупа). Тваштар выковал

  • для Индры палицу-ваджру и колесницу;
  • для напитка сомы — чудесную чашу (луну),
  • для Брахманаспати — железное оружие и т. д.

Он создал

  • мужа и жену, жениха и невесту (AB VI 78, 3; Тайтт.-бр. III 7, 4, 3),
  • зверей, коней,
  • он приносит семя, сыновей, богатство, помогает беременным.

Позднее он отождествляется и вытесняется образом Праджапати как Вишвакармана.

Тваштар, одиннадцатый сын Адити, имел жену-демоницу из асурского рода, которая родила ему трёхглавого Вишварупу и дочь Саранью в облике кобылицы.

Индра убивает Вишварупу. Узнав об этом, Твашар пришёл в ярость; она ещё более возросла, когда Индра без приглашения напился сомы, которой ведал Тваштар. Чтобы отомстить Индре, Тваштар создал из сомы и огня чудовище Вритру.

Из других мотивов существенны:

  • создание Тваштаром Агни и Брихаспати,
  • создание золотых рук Савитара,
  • мёд Тваштара.

Само имя Тваштара — скорее эпитет, имеющий, однако, индоевропейские корни[4].

00-00-000-000.jpg

См. также:

Индийская мифология
Ведийская мифология
Индуистская мифология
Демиург

Вишварупа
Индра
Сома
Брахманаспати
Праджапати
Вишвакарман
Адити
Саранью
Индра
Вритра
Агни
Брихаспати
Савитар

Старец
Нож
Топор
Чаша
Ваджра
Мёд

Литература

  • Топоров В. Н. Одноимённая статья в MNME
  • Вloomfiеld M., Contributions to the interpretation of the Veda. III. The marriage of Saranyu, Twastar’s Daughter, «Journal of American Oriental Society», 1891, v. 15, p. 172—188 < MNME
  • Ammer K., Tvastar, ein altindischer Schцpfergott, «Sprache», 1949, Bd 1, S 68-77 < MNME
  • Leumann M., Der indoiranische Bildnergott Twastar, «Asiatische Studien», 1954, Bd 8, S. 79-84 < MNME

Примечания

  1. PB III 54, 12; VI 49, 9
  2. РВ VIII 29, 3
  3. PB I 13, 10; V 42, 13; ср. Шат.-бр. II 4, 3, 3; Тайтт.-бр. I 4, 7, 1; AB II 26, 1 и др.
  4. Ср. авест. Tworрstar — «творец» и др.