Арьяман: различия между версиями
м (Замена текста — «Категория:Индийская мифология» на «Категория:Индия») |
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «») |
||
Строка 14: | Строка 14: | ||
Вместе с Митрой и Варуной Арьяман объединяет людей<ref>РВ X 126, 1 и след.</ref>; он заставляет их каяться и искупать вину<ref>РВ I 167, 8</ref>, он связан с ритой. Наряду с нравственным аспектом есть указания и на связи с солнцем, огнём. Арьяман отождествляется с Агни<ref>РВ II 1, 4</ref>, упоминается вместе с солярными божествами Сурьей и Савитаром, однажды<ref>Тайтт.-самх. II 3, 4</ref> непосредственно назван солнцем. | Вместе с Митрой и Варуной Арьяман объединяет людей<ref>РВ X 126, 1 и след.</ref>; он заставляет их каяться и искупать вину<ref>РВ I 167, 8</ref>, он связан с ритой. Наряду с нравственным аспектом есть указания и на связи с солнцем, огнём. Арьяман отождествляется с Агни<ref>РВ II 1, 4</ref>, упоминается вместе с солярными божествами Сурьей и Савитаром, однажды<ref>Тайтт.-самх. II 3, 4</ref> непосредственно назван солнцем. | ||
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]] |
См. также: | См. также: |
Текущая версия на 22:53, 2 июня 2023
В ведийской мифологии божество класса адитьев. Очевидны индо-иранские истоки Арьямана. Упоминается в «Ригведе» около 100 раз (обычно с Митрой и Варуной). Образ Арьямана весьма абстрактен. Его характеристики чаще всего общи всем адитьям. Так, он заполняет воздушное пространство, даёт богатства (даже без просьбы). Он сын Адити. Подчёркивается дружественность Арьямана[1], благосклонность:
В гимне Сурье Арьяман и Бхага сопровождают брачную пару. Связь Арьямана с Бхагой подчёркивается и в других мотивах[5]. Вместе с Митрой и Варуной Арьяман объединяет людей[6]; он заставляет их каяться и искупать вину[7], он связан с ритой. Наряду с нравственным аспектом есть указания и на связи с солнцем, огнём. Арьяман отождествляется с Агни[8], упоминается вместе с солярными божествами Сурьей и Савитаром, однажды[9] непосредственно назван солнцем. |
См. также: |
Литература
- Топоров В. Н. Одноимённая статья в MNME
- Тhieme Р., Der Fremdling im Rgveda. Eine Studie ьber die Bedeutung der Worte: Ari, Arya, Aryaman und Гrya, Lpz., 1938 < MNME
- его же, Mitra and Aryman, New Haven, 1957 < MNME
- Bhattacharji S., The Indian Theogony, Camb., 1970, p. 219-20. < MNME