Локапалы: различия между версиями
м |
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «») |
||
Строка 26: | Строка 26: | ||
Позднее, особенно в ваджраяне, словом «локапалы» стали обозначать местные божества (охранителей гор, рек, племён и т. д.), которые были присоединены к буддийскому пантеону. Так, легенды о Падмасамбхаве рассказывают о включении тибетских божеств религии бон в буддизм и превращении их в локапал. | Позднее, особенно в ваджраяне, словом «локапалы» стали обозначать местные божества (охранителей гор, рек, племён и т. д.), которые были присоединены к буддийскому пантеону. Так, легенды о Падмасамбхаве рассказывают о включении тибетских божеств религии бон в буддизм и превращении их в локапал. | ||
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]] |
См. также: | См. также: |
Текущая версия на 19:05, 4 июня 2023
В индуистской мифологии божества — властители стран света, охраняющие их. Первоначально их четыре, позднее — восемь. У каждого локапалы свой особый слон; эти космические слоны (диггаджи), также именующиеся локапалами, с четырёх (или с восьми) сторон поддерживают землю. Локапалы были поставлены Брахмой после свержения с небесного трона Нахуши и возвращения Индры.
Иногда в число локапал вводятся Ниррити (как охранитель юго-запада) и Притхиви или Шива, особенно под именем Ишаны — «Владыки» (как охранитель северо-востока). Каждая из этих сторон света описывается в качестве особого царства. Подобная система локапал имеет типологические соответствия в индоевропейской и во многих других традициях (напр., в Юго-Восточной Азии). В буддийской мифологии локапалы — подгруппа дхармапал. В общебуддийской мифологии под локапалами подразумеваются прежде всего четыре охранителя сторон света, другое их название — «четыре великих царя» (caturmaharaja):
Легенды, связанные с локапалами, содержатся в текстах всех основных направлений буддизма. Сутра «Суварнапрабхаса», например, излагает легенду о том, как локапалы появились у будды Шакьямуни и обещали в будущем охранять текст сутры «Суварнапрабхаса». Позднее, особенно в ваджраяне, словом «локапалы» стали обозначать местные божества (охранителей гор, рек, племён и т. д.), которые были присоединены к буддийскому пантеону. Так, легенды о Падмасамбхаве рассказывают о включении тибетских божеств религии бон в буддизм и превращении их в локапал. |
См. также:
|
Литература
- Топоров B. H. Одноимённая статья в MNME
Примечания
- ↑ В «Рамаяне» называются другие имена слонов.