Васиштха: различия между версиями
(а) |
м |
||
Строка 36: | Строка 36: | ||
:[[Дакша]] | :[[Дакша]] | ||
---- | ---- | ||
− | : | + | :Пурохит |
− | : | + | :Жрец |
:[[Большая Медведица]] | :[[Большая Медведица]] | ||
|} | |} |
Версия 09:41, 29 января 2021
В ведийской и индуистской мифологии один из семи божественных мудрецов — риши, олицетворяющих звёзды Большой Медведицы. Васиштха был сыном Брахмы, но вследствие проклятия лишился своего тела[1] и вновь рождён из семени богов Митры и Варуны, воспылавших страстью к небесной деве — апсаре Урваши[2]. В гимнах седьмой мандалы «Ригведы» (которые ему приписываются) Васиштха рисуется другом богов и прежде всего Варуны, принимающего его в своём доме, показывающего ему смену дня и ночи, берущего с собой на корабль[3]. В индийской традиции Васиштха служит идеалом брахмана; он и его потомки, составлявшие могущественный род васиштхов, считались домашними жрецами (пурохитами) царей Солнечной династии. Цикл мифов о Васиштхе посвящён вражде между ним и другим риши — Вишвамитрой, тщетно пытавшимся отнять у Васиштхи принадлежавшую ему Сурабхи — «корову желаний». По одному из этих мифов, когда Васиштха был жрецом царя Калмашапады, Вишвамитра вселил в тело этого царя демона — ракшаса, и тот пожрал одного за другим сто сыновей Васиштхи. В отчаянии В. стал искать смерти:
Вскоре после этого Васиштха узнал, что вдова его старшего сына носит в чреве ребёнка и что тем самым не прекратится его род. Успокоенный Васиштха оставил мысли о смерти и, окропив Калмашападу священной водой, избавил его от ракшаса[4]. Другой миф рассказывает, что, задумав убить Васиштху, Вишвамитра приказал однажды реке Сарасвати принести ему Васиштху на своих волнах. Однако, увидев, что Вишвамитра поджидает его на берегу с оружием в руках, Васиштха повелел реке течь в обратную сторону. Сарасвати послушалась мудреца, а раздосадованный Вишвамитра на один год превратил её воды в кровь[5]. Согласно «Вишну-пуране», женой Васиштхи была Урджа, дочь Дакши. Другие источники называют женой Васиштхи Арундхати, которой тщетно домогались Агни и Индра, а она, став олицетворением супружеской верности, была вознесена на небо в качестве утренней звезды. |
См. также:
|
Литература
- Гринцер П. А. Одноимённая статья в MNME
- Oldeberg H., Ьber die Liedverfasser des Rigveda, «Zeitschrift fьr deutschen Morgenlдndischen Gesellschaft», 1888, Bd 42, S. 199—247 < MNME