Атхарван: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м (Замена текста — «Жрец» на «Жрецы»)
Строка 10: Строка 10:
 
:[[Ведийская мифология]]
 
:[[Ведийская мифология]]
 
:[[Индуистская мифология]]
 
:[[Индуистская мифология]]
:[[Жрец]]
+
:[[Жрецы]]
 
----
 
----
 
:[[Агни]]
 
:[[Агни]]

Версия 10:01, 3 февраля 2021

А́тхарван — др.-инд. бtharvan

В древнеиндийской мифологии жрец, первым добывший трением огонь — Агни и установивший жертвоприношение; с помощью жертвоприношения Атхарван пролагает пути, на которых рождается солнце[1]. Атхарван подносит чашу сомы Индре[2]; Индра же, как и Трита, Дадхьянч и Матаришван — помощники Атхарвана. Варуна даёт Атхарвану чудесную корову[3]. Атхарван — друг богов и живёт на небесах[4]; иногда о нём говорят как о древнем учителе[5]. Позднее Атхарвана считают старшим сыном Брахмы (который открывает сыну божественное знание), связывают с Праджапати, отождествляют с Ангирасом; ему же приписывают авторство «Атхарваведы». В Древней Индии именем Атхарвана обозначали особую категорию ведийских жрецов, ведавших при жертвоприношениях огнём и сомой, считалось, что они — потомки Атхарвана. Иногда Атхарван обозначает в Индии жреца вообще. Жрецы-атхарваны известны и в древнеиранской традиции[6].

00-00-000-000.jpg

См. также:

Индийская мифология
Ведийская мифология
Индуистская мифология
Жрецы

Агни
Огонь
Жертвоприношение
Индра
Трита
Дадхьянч
Матаришван
Варуна
Брахма
Праджапати
Ангирас

Корова

Литература

  • Топоров В. Н. Одноимённая статья в MNME

Примечания

  1. РВ I 83, 5
  2. AB XVIII 3, 54
  3. РВ V 11; VII 104
  4. РВ IV 1, 7
  5. Шат.-бр. XIV 5, 5, 22; 7, 3, 28
  6. Ср. авест. атраван, atravan < atar, «огонь»