Арьяман: различия между версиями
(а) |
м |
||
Строка 21: | Строка 21: | ||
:[[Адитьи]] | :[[Адитьи]] | ||
---- | ---- | ||
− | :[[Митра]] | + | :[[Митра, ведийская мифология|Митра]] |
:[[Варуна]] | :[[Варуна]] | ||
:[[Бхага]] | :[[Бхага]] | ||
− | :[[Сурья]] | + | :[[Сурья, божество Солнца|Сурья]] |
:[[Савитар]] | :[[Савитар]] | ||
:[[Агни]] | :[[Агни]] | ||
:[[Рита]] | :[[Рита]] | ||
:[[Солнце]] | :[[Солнце]] | ||
− | :[[Огонь]] | + | :[[Огонь, стихия|Огонь]] |
---- | ---- | ||
:[[Брак]] | :[[Брак]] |
Версия 12:09, 11 июля 2021
В ведийской мифологии божество класса адитьев. Очевидны индо-иранские истоки Арьямана. Упоминается в «Ригведе» около 100 раз (обычно с Митрой и Варуной). Образ Арьямана весьма абстрактен. Его характеристики чаще всего общи всем адитьям. Так, он заполняет воздушное пространство, даёт богатства (даже без просьбы). Он сын Адити. Подчёркивается дружественность Арьямана[1], благосклонность:
В гимне Сурье Арьяман и Бхага сопровождают брачную пару. Связь Арьямана с Бхагой подчёркивается и в других мотивах[5]. Вместе с Митрой и Варуной Арьяман объединяет людей[6]; он заставляет их каяться и искупать вину[7], он связан с ритой. Наряду с нравственным аспектом есть указания и на связи с солнцем, огнём. Арьяман отождествляется с Агни[8], упоминается вместе с солярными божествами Сурьей и Савитаром, однажды[9] непосредственно назван солнцем. |
См. также: |
Литература
- Топоров В. Н. Одноимённая статья в MNME
- Тhieme Р., Der Fremdling im Rgveda. Eine Studie ьber die Bedeutung der Worte: Ari, Arya, Aryaman und Гrya, Lpz., 1938 < MNME
- его же, Mitra and Aryman, New Haven, 1957 < MNME
- Bhattacharji S., The Indian Theogony, Camb., 1970, p. 219-20. < MNME