Арьяман: различия между версиями
м |
м (Замена текста — «Категория:Индийская мифология» на «Категория:Индия») |
||
Строка 40: | Строка 40: | ||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>== | ||
<references /> | <references /> | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Индия]] |
Версия 23:22, 31 мая 2023
В ведийской мифологии божество класса адитьев. Очевидны индо-иранские истоки Арьямана. Упоминается в «Ригведе» около 100 раз (обычно с Митрой и Варуной). Образ Арьямана весьма абстрактен. Его характеристики чаще всего общи всем адитьям. Так, он заполняет воздушное пространство, даёт богатства (даже без просьбы). Он сын Адити. Подчёркивается дружественность Арьямана[1], благосклонность:
В гимне Сурье Арьяман и Бхага сопровождают брачную пару. Связь Арьямана с Бхагой подчёркивается и в других мотивах[5]. Вместе с Митрой и Варуной Арьяман объединяет людей[6]; он заставляет их каяться и искупать вину[7], он связан с ритой. Наряду с нравственным аспектом есть указания и на связи с солнцем, огнём. Арьяман отождествляется с Агни[8], упоминается вместе с солярными божествами Сурьей и Савитаром, однажды[9] непосредственно назван солнцем. |
См. также: |
Литература
- Топоров В. Н. Одноимённая статья в MNME
- Тhieme Р., Der Fremdling im Rgveda. Eine Studie ьber die Bedeutung der Worte: Ari, Arya, Aryaman und Гrya, Lpz., 1938 < MNME
- его же, Mitra and Aryman, New Haven, 1957 < MNME
- Bhattacharji S., The Indian Theogony, Camb., 1970, p. 219-20. < MNME