Атхарван: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (Замена текста — «Категория:Индийская мифология» на «Категория:Индия»)
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «»)
 
Строка 4: Строка 4:
 
:А́тхарван — ''др.-инд''. бtharvan
 
:А́тхарван — ''др.-инд''. бtharvan
 
В древнеиндийской мифологии жрец, первым добывший трением огонь — Агни и установивший жертвоприношение; с помощью жертвоприношения Атхарван пролагает пути, на которых рождается солнце<ref>РВ I 83, 5</ref>. Атхарван подносит чашу сомы Индре<ref>AB XVIII 3, 54</ref>; Индра же, как и Трита, Дадхьянч и Матаришван — помощники Атхарвана. Варуна даёт Атхарвану чудесную корову<ref>РВ V 11; VII 104</ref>. Атхарван — друг богов и живёт на небесах<ref>РВ IV 1, 7</ref>; иногда о нём говорят как о древнем учителе<ref>Шат.-бр. XIV 5, 5, 22; 7, 3, 28</ref>. Позднее Атхарвана считают старшим сыном Брахмы (который открывает сыну божественное знание), связывают с Праджапати, отождествляют с Ангирасом; ему же приписывают авторство «Атхарваведы». В Древней Индии именем Атхарвана обозначали особую категорию ведийских жрецов, ведавших при жертвоприношениях огнём и сомой, считалось, что они — потомки Атхарвана. Иногда Атхарван обозначает в Индии жреца вообще. Жрецы-атхарваны известны и в древнеиранской традиции<ref>Ср. ''авест''. атраван, atravan < atar, «огонь»</ref>.
 
В древнеиндийской мифологии жрец, первым добывший трением огонь — Агни и установивший жертвоприношение; с помощью жертвоприношения Атхарван пролагает пути, на которых рождается солнце<ref>РВ I 83, 5</ref>. Атхарван подносит чашу сомы Индре<ref>AB XVIII 3, 54</ref>; Индра же, как и Трита, Дадхьянч и Матаришван — помощники Атхарвана. Варуна даёт Атхарвану чудесную корову<ref>РВ V 11; VII 104</ref>. Атхарван — друг богов и живёт на небесах<ref>РВ IV 1, 7</ref>; иногда о нём говорят как о древнем учителе<ref>Шат.-бр. XIV 5, 5, 22; 7, 3, 28</ref>. Позднее Атхарвана считают старшим сыном Брахмы (который открывает сыну божественное знание), связывают с Праджапати, отождествляют с Ангирасом; ему же приписывают авторство «Атхарваведы». В Древней Индии именем Атхарвана обозначали особую категорию ведийских жрецов, ведавших при жертвоприношениях огнём и сомой, считалось, что они — потомки Атхарвана. Иногда Атхарван обозначает в Индии жреца вообще. Жрецы-атхарваны известны и в древнеиранской традиции<ref>Ср. ''авест''. атраван, atravan < atar, «огонь»</ref>.
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]
+
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]]
  
 
См. также:
 
См. также:

Текущая версия на 06:00, 3 июня 2023

А́тхарван — др.-инд. бtharvan

В древнеиндийской мифологии жрец, первым добывший трением огонь — Агни и установивший жертвоприношение; с помощью жертвоприношения Атхарван пролагает пути, на которых рождается солнце[1]. Атхарван подносит чашу сомы Индре[2]; Индра же, как и Трита, Дадхьянч и Матаришван — помощники Атхарвана. Варуна даёт Атхарвану чудесную корову[3]. Атхарван — друг богов и живёт на небесах[4]; иногда о нём говорят как о древнем учителе[5]. Позднее Атхарвана считают старшим сыном Брахмы (который открывает сыну божественное знание), связывают с Праджапати, отождествляют с Ангирасом; ему же приписывают авторство «Атхарваведы». В Древней Индии именем Атхарвана обозначали особую категорию ведийских жрецов, ведавших при жертвоприношениях огнём и сомой, считалось, что они — потомки Атхарвана. Иногда Атхарван обозначает в Индии жреца вообще. Жрецы-атхарваны известны и в древнеиранской традиции[6].

00-00-000-000.jpg

См. также:

Индийская мифология
Ведийская мифология
Индуистская мифология
Жрецы

Агни
Огонь
Жертвоприношение
Индра
Трита
Дадхьянч
Матаришван
Варуна
Брахма
Праджапати
Ангирас

Корова

Литература

  • Топоров В. Н. Одноимённая статья в MNME

Примечания

  1. РВ I 83, 5
  2. AB XVIII 3, 54
  3. РВ V 11; VII 104
  4. РВ IV 1, 7
  5. Шат.-бр. XIV 5, 5, 22; 7, 3, 28
  6. Ср. авест. атраван, atravan < atar, «огонь»