Локапалы: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м
Строка 36: Строка 36:
 
:[[Чатурмахараджа]]
 
:[[Чатурмахараджа]]
 
:[[Шакьямуни]]
 
:[[Шакьямуни]]
:[[Нахуши]]
+
:Нахуши
 
----
 
----
 
:[[Индра]]
 
:[[Индра]]
Строка 46: Строка 46:
 
:[[Сома]]
 
:[[Сома]]
 
:[[Ниррити]]
 
:[[Ниррити]]
:[[Притхиви]]
+
:Притхиви
 
:[[Шива]]
 
:[[Шива]]
 
:[[Дхритараштра]]
 
:[[Дхритараштра]]
:[[Вирудхака]]
+
:Вирудхака
:[[Вирупакша]]
+
:Вирупакша
 
|}
 
|}
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>==

Версия 01:31, 6 февраля 2021

Локапа́лы — др.-инд. Lokapalas — «охранители мира»; санскр. и пали lokapala — «защитник мира»

В индуистской мифологии божества — властители стран света, охраняющие их. Первоначально их четыре, позднее — восемь. У каждого локапалы свой особый слон; эти космические слоны (диггаджи), также именующиеся локапалами, с четырёх (или с восьми) сторон поддерживают землю. Локапалы были поставлены Брахмой после свержения с небесного трона Нахуши и возвращения Индры.

Индра - восток - слон Айравата или Абхра-матанга
Яма - юг - Вамана
Варуна - запад - Анджана
Кубера - север - Сарвабхаума
Иногда (раньше) вместо Куберы выступают Агни (слон Пундарика) или Сома (слон Супратика)[1]. Впрочем, эти боги, как и некоторые другие, могут быть охранителями и других сторон света:
  • Сома — северо-востока,
  • Сурья — юго-востока,
  • Агни — юго-запада,
  • Ваю — северо-запада.

Иногда в число локапал вводятся Ниррити (как охранитель юго-запада) и Притхиви или Шива, особенно под именем Ишаны — «Владыки» (как охранитель северо-востока). Каждая из этих сторон света описывается в качестве особого царства. Подобная система локапал имеет типологические соответствия в индоевропейской и во многих других традициях (напр., в Юго-Восточной Азии).


В буддийской мифологии локапалы — подгруппа дхармапал. В общебуддийской мифологии под локапалами подразумеваются прежде всего четыре охранителя сторон света, другое их название — «четыре великих царя» (caturmaharaja):
  • Дхритараштра — на востоке,
  • Вирудхака — на юге,
  • Вирупакша — на западе,
  • Вайшравана — на севере.

Легенды, связанные с локапалами, содержатся в текстах всех основных направлений буддизма. Сутра «Суварнапрабхаса», например, излагает легенду о том, как локапалы появились у будды Шакьямуни и обещали в будущем охранять текст сутры «Суварнапрабхаса».

Позднее, особенно в ваджраяне, словом «локапалы» стали обозначать местные божества (охранителей гор, рек, племён и т. д.), которые были присоединены к буддийскому пантеону. Так, легенды о Падмасамбхаве рассказывают о включении тибетских божеств религии бон в буддизм и превращении их в локапал.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Индийская мифология
Индуистская мифология
Буддийская мифология

Диггаджи
Чатурмахараджа
Шакьямуни
Нахуши

Индра
Айравата
Яма
Варуна
Кубера
Агни
Сома
Ниррити
Притхиви
Шива
Дхритараштра
Вирудхака
Вирупакша

Литература

  • Топоров B. H. Одноимённая статья в MNME

Примечания

  1. В «Рамаяне» называются другие имена слонов.