Сваха
В древнеиндийской мифологии:
Как восклицание, возглас, имеющий междометийный характер, Сваха употребляется с целью приглашения богов на предстоящее жертвоприношение. При этом существенно, что этот возглас предполагает всех богов, в отличие, например, от возгласа Vasat, обращаемого к отдельным божествам. Происхождение возгласа Сваха описывается в «Шатапатха-брахмане»[1], где рассказывается о том, что:
Возглас svaha, видимо, представляет собой обычный тип благопожелания. В качестве вариантов этого восклицания используются несколько отличные формы, подвергшиеся дополнительным осмыслениям[3]. Параллелизм между сваха и свадха продолжается и на уровне персонифицированных образов:
Основной сюжет, связанный с Сваха, представлен в «Махабхарате»[6]:
Известен вариант этой истории, где вместо Агни выступает Шива, а вместо Свахи — Ума[8]. По другим источникам, считается, что:
Образ Сваха в древнеиндийской мифологии представляет собой интересный пример создания мифологического персонажа и целого мифологического сюжета на основе ритуального словоупотребления. |
|
Литература
- Топоров В. Н. Одноимённая статья в MNME
Примечания
- ↑ Штп.-бр. II 2, 4, 1-8. Здесь же содержится и первая попытка этимологического объяснения слова.
- ↑ Своё — др.-инд. sva
- ↑ Ср. свадха́ — svadha, или свага́ — svagá
- ↑ Одна из ипостасей Агни
- ↑ В частности, она жена Кави или одного из подразделений питаров и мать части питаров
- ↑ Мхб. III 213 и след.
- ↑ Лишь образ Арундхати, особенно преданной своему мужу, Свахе не удаётся принять.
- ↑ Ср., напр., версии «Матсья-пураны» или поэмы Калидасы «Кумарачарита».