Праджапати

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
Праджа́пати — др.-инд. Prajapati — собств. «господин потомства» (творения)

В древнеиндийской мифологии божество — творец всего сущего. С таким приурочением это имя появляется в «Ригведе» четырежды (кроме этого, Праджапати — эпитет Савитара[1], и Сомы[2]:

  • Праджапати — единственный, кто охватывает все существа[3],
  • способствует рождению детей[4],
  • загоняет коров в стойло[5],
  • вливает семя[6].

В знаменитом гимне неизвестному богу, где Праджапати назван лишь в самом конце, говорится, что он возник как золотой зародыш, стал единственным господином творения (ср. Вишвакарман как ипостась Праджапати), поддержал землю и небо, укрепил солнце, измерил пространство, дал жизнь и силу; Праджапати властвует над двуногими и четвероногими, его руки — стороны света.

Эта функция высшего бога и господина творения ещё более полно засвидетельствована «Атхарваведой», «Ваджасанейи-самхитой Яджурведы» и особенно брахманами. Здесь Праджапати —

  • главный бог и отец богов[7],
  • единственный, кто существовал вначале[8],
  • творец асуров[9],
  • установитель жертвоприношения[10].

Упанишады сохраняют именно этот образ Праджапати, придавая ему, однако, черты универсального безличного принципа, абсолюта. Уже в сутрах Праджапати отождествляется с Брахмой.

В эпосе Праджапати становится эпитетом Брахмы (и некоторых других богов-творцов) или даже его особой ипостасью. Тем не менее именно Брахма и другие боги-творцы вытесняют образ Праджапати во всех его прежних функциях. Зато некоторые дополнительные детали выясняются из связей Праджапати не только с Брахмой, но и с Вишну, Ямой и Варуной. Именем Праджапати позже называют мудрецов[11], праотцев человеческого рода, а также одну из восьми узаконенных форм брака.

Основной сюжет с участием Праджапати обнаруживает своё ядро в «Ригведе»[12] и в том или ином виде отражён в «Майтрайяни-самхите»[13], «Шатапатха-брахмане»[14], «Айтарейя-брахмане»[15] и др.:

  • Праджапати воспылал страстью к собственной дочери Ушас;
  • пытаясь спастись, она обернулась ланью-самкой, а Праджапати обернулся самцом;
  • увидавший это Рудра пришёл в ярость и собрался поразить Праджапати, но тот обещал Рудре отдать ему власть над зверями.

«Каушика-брахмана»[16] предлагает иную версию:

  • когда боги, сыновья Праджапати, увидели на востоке свою сестру Ушас, у них выпало семя;
  • Праджапати собрал его в золотой сосуд, и из этого семени родился Рудра.

Тот же сюжет уже в ведийские времена передавался и в астральном плане: Праджапати отождествлялся с созвездием Мригаширша, Ушас — с созвездием Рохини (Тельца), Рудра — с Ардра.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Индийская мифология
Ведийская мифология
Индуистская мифология

Савитар
Сома
Вишвакарман
Брахма
Вишну
Яма
Варуна
Ушас
Рудра

Семя
Хираньягарбха
Лань
Антилопа
Андрогин
Сосуды
Мригаширша
Рохини

Литература

  • Топоров В. Н. Одноимённая статья в MNME
  • Scharbau K. A., Die Idee der Schцpfung in der vedischen Literatur, Stuttg., 1932; Bhattacharji S., The Indian theogony, Camb., 1970 < MNME

Примечания

  1. РВ IV 53, 2
  2. РВ IX 5, 9
  3. РВ X 121, 10
  4. РВ X 85, 43
  5. РВ X 169, 4
  6. РВ X 184, 1
  7. Шат.-бр. II 1, 6, 14; Тайтт.-бр. VIII 1, 3, 4 и др.
  8. Шат.-бр. II 2, 4, 1. Возможно, андрогин — создавший всё из себя.
  9. Тайтт.-бр. II 2, 2, 3
  10. Шат.-бр. II 4, 4, 1; VI 2, 3, 1
  11. Мбх. X 21
  12. РВ I 71, 5; X 61, 5-7
  13. Майт.-самх. IV 2, 12
  14. Штп.-бр. I 7, 4, 1
  15. Айт.-брб III 33
  16. Кауш-брб. VI