Может рассматриваться под разными углами:
- как процесс;
- как элемент оппозиции Жизнь — Смерть;
- как элемент оппозиции Живое — Неживое — Немертвое;
- как жизненный принцип — порождающая и оплодотворяющая сила;
- как долголетие и т. п.
Все предметы и явления, находящиеся в процессе видоизменения или роста, рассматривались ранними религиями как символы жизни:
- огонь символизировал нужду живого в пище,
- вода символизировала жизнь благодаря ее питающей способности,
- растения — весенней зелени и цветению.
Ныне почти все символы жизни служат также и символами смерти: так, например, огонь является разрушителем, вода означает растворение (Псалмы Давида).
- Media vita in morte summus — «Смерть — венец жизни».
- «Жизнь — это умирание».
- Клод Бернар
В легендах и фольклоре Начало жизни или источник обновления жизненных сил принимает форму впадин и пещер, в которых зарождаются чудесные потоки и ручьи.
Рассмотрение жизни как долголетия занимает огромное место в традиционной китайской символической системе.
- Деревья или их плоды являются наиболее частыми его символами. Особенно стоит отметить яблоню, бамбук, кедр, лимон, кипарис, мирт, дуб, пальму, персиковое дерево, грушу, сосну и сливу.
- Зеленый цвет, драгоценные камни (нефрит, бриллиант и рубин) и вообще любой камень.
- Другие эмблемы: узел, корзина с цветами, хризантемы, цветы ноготки, грибы, птица Феникс, журавль, аист, голубь, две китайские летучие мыши, слон, олень, заяц, черепаха, как сухопутная, так и морская, жаба, карп.
Многие из этих объектов также могут символизировать бессмертие.
|
См. также:
- Смерть
- Древо жизни
- Монах
- Дерево
- Плод
- Яблоня
- Бамбук
- Кедр
- Лимон
- Кипарис
- Мирт
- Дуб
- Пальма
- Персик
- Груша
- Сосна
- Слива
- Зеленый цвет
- Драгоценные камни
- Нефрит
- Бриллиант
- Рубин
- Камень
- Узел
- Корзина
- Хризантема
- Ноготки
- Грибы
- Феникс
- Журавль
- Аист
- Голубь
- Летучая мышь
- Слон
- Олень
- Заяц
- Черепаха
- Жаба
- Карп
|
Черновые материалы
Мифопоэтическому сознанию жизнь как некая субстанция, особая жизненная сила обычно представляется возникающей на заключительном этапе космогенеза и составляющей внутренний смысл и цель устройства космоса. Во многих мифологических системах изображается поэтапное появление носителей жизни (растения, животные, люди) и постепенное распространение жизненного начала, нарастание (в том же направлении) его интенсивности, чему нередко соответствует меньшая экстенсивность, то есть меньшее количество потомков в следующем поколении (ср. Быт. 1, 11-12, 20-22, 24-30). После появления жизни в виде растительного, животного и человеческого царств начинается пора, когда на первое место выступают «культурные» приобретения (культурный герой и социальное устройство уже человеческого мира). Основное свойство жизни — в способности воспроизводить самоё себя во времени в дискретном виде, когда определённым временным отрезкам соответствует серия, последовательность поколений. При этом каждая отдельная жизнь проходит четыре стадии — рождение, рост, деградацию, смерть [встречаются и несколько иные схемы, напр. рождение — жизнь — смерть — возрождение (новое рождение), символизируемые соответственно деревьями четырёх направлений света]. В мифологических и религиозных системах особенно подчёркивается восходящая линия жизни — от рождения к максимальной стадии роста — цветению и плодоношению. Наиболее наглядный образ жизни был найден в растительном мире, точнее, среди деревьев, особенно таких, чей срок жизни значительно превышал сроки человеческой жизни (дуб, явор, ива, лиственница, кедр, сикомора, баньян и т. п.).