Ангирасы: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
м (Замена текста — «Категория:Индийская мифология» на «Категория:Индия»)
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 22: Строка 22:
 
*Ушас и ангирасы и др.
 
*Ушас и ангирасы и др.
 
Происхождение образа ангирасов и их имени в точности неизвестно, хотя на основании уподобления их языкам пламени, вестникам, посланным на небо, продолжает пользоваться популярностью сопоставление их имени с греч. aggelos — «вестник» (Ангелы).
 
Происхождение образа ангирасов и их имени в точности неизвестно, хотя на основании уподобления их языкам пламени, вестникам, посланным на небо, продолжает пользоваться популярностью сопоставление их имени с греч. aggelos — «вестник» (Ангелы).
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]
+
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]]
  
 
См. также:
 
См. также:
Строка 50: Строка 50:
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>==
 
<references />
 
<references />
[[Категория:Индийская мифология]]
+
[[Категория:Индия]]

Текущая версия на 08:07, 1 июня 2023

А́нгирасы — др.-инд. бngiras/as/, множ. ч.

В древнеиндийской мифологии класс полубогов, отличавшихся дивным пением, семь древних мудрецов, считавшихся сыновьями неба и богов (в частности, Ушас). В «Шатапатха-брахмане» говорится, что ангирасы происходят от Праджапати. Обычно же их отец — Ангирас.

Поэты называют ангирасов своими отцами[1]. Ангирасы упомянуты как отцы (класс отцов) вместе с Атхарваном и Бхригу. С именем ангирасов традиция связывает семью певцов, авторов IX мандалы «Ригведы». Ангирасы обновляют мир, обладают жизненной силой.

Основной сюжет с участием ангирасов — поиски коров и их освобождение Индрой из пещеры демона Вала[2]. В некоторых версиях особая роль в этом эпизоде приписывается не Индре, а именно ангирасам: они с пением нашли коров, проломили скалу и освободили их[3] или же Брихаспати, один из ангирасов, бог молитвы, своим рёвом сокрушил Валу и выпустил коров[4]. Тем не менее связь ангирасов с Индрой несомненна: не случайно он называется «главнейшим из ангирасов»[5]; иногда, впрочем, загон для коров открывает ангирасам не Индра, а Сома[6]. Сома же жертвуется ангирасам[7]. Ангирасы принимают участие и в исходных сюжетах о нахождении

  • коров Пани;
  • солнца и утренней зари[8];
  • правильного пути[9];
  • света,
  • священной речи,
  • богатства и т. п.

Из других мотивов существенны:

  • нахождение ангирасами спрятанного в дереве Агни[10];
  • связь первого жертвоприношения с ангирасами[11];
  • Рудра — покровитель ангирасов, участвовавших в войне богов с асурами из-за Тары, похищенной жены Брихаспати[12];
  • Тваштар — спутник ангирасов;
  • Яма и ангирасы;
  • Ушас и ангирасы и др.

Происхождение образа ангирасов и их имени в точности неизвестно, хотя на основании уподобления их языкам пламени, вестникам, посланным на небо, продолжает пользоваться популярностью сопоставление их имени с греч. aggelos — «вестник» (Ангелы).

00-00-000-000.jpg

См. также:

Индийская мифология
Ведийская мифология
Индуистская мифология

Ангирас
Семь древних мудрецов
Ушас
Праджапати
Атхарван
Бхригу
Индра
Вала
Сома
Пани
Агни
Рудра
Тваштар
Яма

Литература

  • Топоров В. Н. Одноимённая статья в MNME

Примечания

  1. РВ I 62,2; 71,2; X 62,2
  2. Ср. РВ III 31 и др.
  3. РВ IV 3,11; I 62, 1-4
  4. РВ IV 50,5
  5. РВ I 100,4; 130,3
  6. РВ IX 86, 23
  7. РВ IX 62, 9
  8. РВ I 71, 2
  9. РВ III 31, 5
  10. V 11, 6
  11. X 67, 2 и др.
  12. Вишну-пур. IV и др.