Пушан: различия между версиями
м |
м |
||
Строка 34: | Строка 34: | ||
---- | ---- | ||
:[[Аджа Экапад]] | :[[Аджа Экапад]] | ||
− | :[[Сурья]] | + | :[[Сурья, божество Солнца|Сурья]] |
:[[Дакша]] | :[[Дакша]] | ||
:[[Сома]] | :[[Сома]] |
Версия 20:59, 11 июля 2021
В древнеиндийской мифологии божество, связанное с солнцем, с плодородием, с путём. В ряде случаев отмечаются антропоморфные черты Пушана и портретные детали (топчущая нога, правая рука, взлохмаченные волосы и борода, беззубость). Его атрибуты:
О солнечной природе Пушана свидетельствуют его нахождение на небе, постоянное движение, наблюдение за всеми существами. Золотой корабль Пушана движется в небесном море[1]. Небесный путь Пушан цикличен, он связан с вечным повторением, у него два пространственно-временных фокуса:
Американская исследовательница С. Крамриш подчеркнула эти два положения Пушана (зенит и надир), определяющие два направления — вниз и вверх и вертикаль, соединяющую их и символизируемую образом Аджа Экапада; в названии последнего скрыто обозначение козла, животного Пушана. Сюжетно Пушан также связан с солнцем: он женится на дочери солнца, является послом солнечной Сурьи и т. д. Одна из основных черт Пушана — его отношение к пути: он — «повелитель пути»[3], охранитель дорог, спаситель от ложных путей.
Идея максимального плодородия, особой сексуальной силы отражена в мотивах инцеста, относящихся к Пушана: он — любовник своей сестры и претендует на то, чтобы стать женихом своей матери[7], ср. мотив обилия волос и отсутствия зубов[8] у Пушана. Беззубость Пушана объясняется в истории жертвоприношения Дакши[9]: не приглашённый на жертвоприношение Рудра выбивает концом своего лука зубы Пушана (а потом, смилостивившись, возвращает их ему). Есть основание усматривать в этом эпизоде переосмысление одного из мотивов архаичной схемы — наказание Пушана за некий грех (нарушение пищевого запрета? — отсюда каша как еда Пушана) частичным поражением. Вместе с тем нужно иметь в виду мотив выжимания сока сомы зубами и смешивания его с кашей в истории Апалы[10]. Ср. также обилие волос и отсутствие зубов у Пушана с выпадением волос и сильными зубами у Апалы. Есть свидетельства ещё одного мотива — помощь Пушана своему другу и брату Индре во время его битвы с Вритрой[11]. Пушан связан и с Ашвинами и Праджапати, выступающими как его отцы; с Вач, которая несёт его, с Ваю. Позднее роль Пушана становится менее значительной; его имя появляется всё реже и реже. В ритуале Пушан ведёт жертвенную лошадь к месту жертвоприношения. В целом для Пушана характерно сочетание небесных и хтонических[12], антропоморфных и териоморфных черт. Индоевропейские истоки Пушана очевидны, ср. др.-греч. Пan (из *Pauson-), прус. Pus(k)aitis и косвенно имя авест. демона Apaosa. |
См. также: |
Литература
- Топоров В. Н. Одноимённая статья в MNME < MNME
- Топоров В. Н., Об индоевропейских соответствиях одному балтийскому мифологическому имени. Балт. Pus(k)ait-: др.-инд. Pusбn, др.-греч. Пan, в сб.: Балто-славянские исследования, М., 1974, с. 16-27 < MNME
- Flensburg N.. Bidrag till Rigvedas Mytologi Om Guden Pъsan i Rigveda, «Lunds Universitets Arsskrift», 1909, t. 5, s. 1-49 < MNME
- Atkins S. D., Pusan in the Rig-Veda, Princeton, 1941 < MNME
- его же, Pъsan in the Sama, Yajur, and Atharva Vedas, «Journal of American Oriental Society», 1947, v. 67, No 4, p. 274-95 < MNME
- Kramrisch S., Pъsan, там же, 1961, v. 81, No 2, p. 104-22 < MNME
- Dandekar R. N.. Pъsan, thй pastoral God of the Veda, «New Indian Antiquary», 1942, v. 5, p. 49-66 < MNME
- Machek V., Origin of the Gods Rudra and Pъsan, «Archiv Orientбlni», 1954, t. 22, No 4, s. 544-62 < MNME
- Eidlitz W., Die indische Gottes Liebe, Olten-Freiburg, 1955. < MNME
Примечания
- ↑ PB VI 58,3
- ↑ РВ VI 58, 1
- ↑ РВ VI 53, 1
- ↑ PB X 17, 3-5; АВ XVI 9, 2; XVIII 2, 53; отсюда связь с богом смерти Ямой и просьбы типа: «Пусть Яма, Пушан защитят нас от смерти», АВ XIX 20,1
- ↑ В частности, к поэтам, покровителем которых он считается, ср. PB II 40, 6; VI 55, 3, 5; VIII 4, 16; IX 67, 10
- ↑ PB X 85; ср. АВ XIV 1, 15, 33 — о роли Пушана в свадебном ритуале
- ↑ АВ VI 55, 4-5
- ↑ АВ IV 30, 24
- ↑ Шат.-бр. I 7, 4, 1-9; Тайтт.-бр. II 6, 8, 3-5; «Каушика-брахмана» VI 13, ср. также эпические версии.
- ↑ Сам Пушан тесно связан с Сомой; в частности, он находит скрытого Сому, см. PB I 23, 14.
- ↑ Ср. PB VI 57, 1-3
- ↑ Он друг неба и земли, РВ VI 58, 4