Савитар: различия между версиями
м |
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «») |
||
Строка 24: | Строка 24: | ||
Индийская традиция рассматривает Савитара как образ восходящего и заходящего солнца; некоторые видят в Савитаре один из аспектов Варуны. Есть точка зрения, согласно которой Савитар первоначально был персонификацией абстрактного принципа стимулирования; связь его с солнцем — результат позднейшего развития. | Индийская традиция рассматривает Савитара как образ восходящего и заходящего солнца; некоторые видят в Савитаре один из аспектов Варуны. Есть точка зрения, согласно которой Савитар первоначально был персонификацией абстрактного принципа стимулирования; связь его с солнцем — результат позднейшего развития. | ||
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]] |
См. также: | См. также: |
Текущая версия на 17:26, 5 июня 2023
В древнеиндийской мифологии солярное божество. В «Ригведе» ему посвящено 11 гимнов. Савитар особенно тесно связан с Сурьей, иногда эти оба имени обозначают попеременно одно и то же божество, в других случаях Савитар отождествляется с Сурьей[1]; наконец, Савитар — отец Сурьи[2]. Как солнечное божество Савитар разъезжает на колеснице, запряжённой конями, по небу или между небом и землёй, восходит на небесные высоты, пробуждает по утрам весь мир и богов, приводит ночь и ночной покой, предшествует дню и ночи, членит время (в частности, определяет сроки жертвоприношения). Савитар торопит солнце, которое подчиняется ему (как и ветер). Универсальное определение Савитара — «золотой» (таковы его глаза, язык, руки, волосы, одежда, колесница, кони). Савитар обладает и другими космологическими функциями:
В «Ригведе» Савитар связан ещё с Сомой, Ушас, Апам Напатом; упоминается[14], что он соединился с Ушних — кобылой солнца. У Савитара есть дочь — Сурья. Некогда отец прочил её в жёны Сомы, но в состязании за право обладать Сурьей победили Ашвины, и она стала их подругой. В «Тайттирийя-брахмане» дочь Савитара — Сита, любившая Сому, но Сома был привязан к Шраддхе. Савитар дал дочери средство, с помощью которого Сома полюбил её[15]. В истории жертвоприношения Дакши Рудра лишил Савитара рук, но потом вернул их ему. В ранней версии («Каушика-брахмана») боги дали Савитару золотые руки. В «Махабхарате» и пуранах Савитар изображается одноруким. В эпосе Савитар выступает в эпизоде битвы богов с Раваной и его спутниками: когда боги были близки к поражению, Савитар раздробил колесницу предводителя ракшасов Сумалина и поразил его самого, обратив в прах, после чего ракшасы отступили. Тем не менее в эпосе значение Савитара заметно падает. Индийская традиция рассматривает Савитара как образ восходящего и заходящего солнца; некоторые видят в Савитаре один из аспектов Варуны. Есть точка зрения, согласно которой Савитар первоначально был персонификацией абстрактного принципа стимулирования; связь его с солнцем — результат позднейшего развития. |
См. также: |
Литература
- Топоров В. Н. Одноимённая статья в MNME
- Oldenberg H., Savitar, «Zeitschrift der Deutschen Morgenlдndischen Gesellschaft», 1897, Bd 51 < MNME
- Dandekar R. N., New light on the Vedic God — Savitar, «Annals of the Bhandarkar Oriental Research Institute», 1939, v. 20 < MNME
- Bhattacharji S., The Indian theogony, Camb., 1970, p. 213-15 < MNME
Примечания
- ↑ PB V 81, 2-3. Ср. также отождествления с Бхагой (РВ VII 37, 8), Митрой (РВ V 81, 4), Пушаном (РВ V 81, 5)
- ↑ РВ X 85
- ↑ РВ IV 52, 2-3; VII 45, 1
- ↑ Его называют господином творения и господином мира (РВ IV 53, 6)
- ↑ РВ X 149, 1
- ↑ РВ IV 53, 2
- ↑ РВ IV 53, 5; число три особенно характерно для Савитара.
- ↑ РВ IV 54, 2
- ↑ РВ II 38, 9
- ↑ Он — «бог счастья» (РВ V 82, 3).
- ↑ РВ V 42, 3
- ↑ РВ V 81, 2
- ↑ РВ VIII 18, 3
- ↑ РВ X 130, 4
- ↑ РВ II 3, 10, 1-3