Махешвара, эпитет Шивы
В индуистской мифологии один из верховных богов, входящий вместе с Брахмой и Вишну в т. н. божественную триаду (тримурти). В качестве самостоятельного божества Шива был включён в пантеон сравнительно поздно (ок. 200 г. до н. э.), однако истоки его культа уходят в глубокую древность. На печатях, найденных при раскопках городов долины Инда (III—II тысяч., до н. э.), имеется изображение трёхликого и рогатого божества, окружённого зверями, в котором можно усмотреть прототип Шивы в его функции «хозяина животных» (Пашупати). Многие атрибуты Шивы были присущи ведийскому Рудре; в дальнейшем один из эвфемистических эпитетов Рудры — Шива стал основным именем бога, и, наоборот, его былое имя Рудра — эпитетом. О позднем и не вполне органичном вхождении Шивы в индуистский пантеон рассказывает миф о жертвоприношении Дакши. Согласно одной из версий этого мифа[1], Шива первоначально был отстранён от жертвоприношений богов, но однажды, не приглашённый на жертвоприношение Дакши, в гневе уничтожил жертву и согласился восстановить её лишь после того, как ему была обещана в ней постоянная доля. В процессе длительной ассимиляции в Шиве были синтезированы черты различных арийских и неарийских богов с их собственными культами и функциями. Эти черты иногда противоречиво переплетаются в образе Шивы и отражены в его эпитетах. Шива — «яростный» (Угра) и «милостивый» (Шамбху), воплощение времени (Кала) и водной стихии (Джаламурти); ему приносят человеческие жертвы[2], и он — истребитель демонов, уничтоживший одной стрелой крепость асуров — Трипуру[3]. Вместе с тем для своих адептов-шиваитов, представляющих одно из двух главных направлений в индуизме, Шива — высшее существо, олицетворяющее созидающие и разрушающие силы в универсуме: Махадева — «великий бог», Махешвара — «великий господин», Бхава — «сущее» и т. п. Воплощением космической энергии Шива, регулирующей мировой порядок, является его оргиастический танец — «тандава», который Шива в качестве Натараджи — «царя танца», исполняет вместе со своей женой Деви на теле убитого им асуры Апасмары[4]. Одна из пуранических легенд рассказывает, что змей Шеша покинул Вишну и много лет совершал покаяние, чтобы быть допущенным к танцу Шивы. По другой легенде, Шива покорил своим танцем 10 000 враждебных ему аскетов. Те вначале пытались ему противиться и сотворили свирепого тигра, бросившегося на Шиву, но Шива содрал с него шкуру и сделал из неё для себя накидку; они наслали на него змею и антилопу, но Шива надел змею на шею, как ожерелье, а антилопу навечно зажал в своей левой руке. Тогда аскеты, а за ними и все боги признали над собой власть Шивы. Созидающие аспекты образа Шивы воплощены в его основном символе — линге-фаллосе. Изображения линги в виде каменной колонны, покоящейся на йони — женском символе, распространены по всей Индии и являются главным объектом культа Шивы. В «Махабхарате»[5] мудрец Упаманью говорит, что знак творения — не лотос (эмблема Лакшми), не диск (Вишну), не ваджра (Индра), но линга и йони, и потому Шива — верховный бог и творец мира. Согласно другому мифу, во время спора Брахмы и Вишну, кого из них почитать творцом, перед ними вдруг возник пылающий линга необозримой величины. Пытаясь найти его начало и конец, Вишну в виде кабана спустился под землю, а Брахма в виде гуся взлетел в небо, но оба не достигли цели. Тогда они признали Шиву величайшим из богов[6]. Сходный аспект культа Шивы отражён также в представлении о нём как о двуполом существе — Ардханаришваре, с правой — мужской и левой — женской половинами[7]. Будучи богом-создателем, Шива — одновременно и бог-разрушитель; в частности, в этой функции он по преимуществу выступает в верховной индуистской триаде, где ему отведена роль уничтожителя мира и богов в конце каждой кальпы. С этим связаны многие устрашающие черты облика и культа Шивы. Свиту Шивы составляют праматхи («мучители»), бхуты, веталы и пишачи — злые духи и оборотни, живущие на кладбищах и питающиеся человеческим мясом. Ещё более грозны существа, представляющие собой эманацию духа Шивы:
Один из мифов рассказывает, что Шива, разгневавшись на Брахму, отсек у него пятую голову, но за это был осуждён на вечный аскетизм. В качестве «великого аскета» (Махайогина) Шива изображается голым, с телом, покрытым золой, со вставшими копной волосами, с серьгами из змей и ожерельем из черепов, сидящим на тигровой шкуре и погружённым в глубокую медитацию. Посредине лба Шивы — третий глаз, который появился у него, когда жена Шивы Парвати, подойдя к нему сзади, закрыла ладонями два других глаза. Этот глаз Шивы особенно губителен: его пламенем он сжёг бога любви Каму, когда тот пытался отвлечь его от аскетических подвигов. Волосы Шивы украшает серп месяца, и сквозь них протекает река Ганга, которую Шива, когда она падала с неба, подхватил себе на голову, чтобы тяжестью своих вод она не разрушила землю. С тех пор как Шива во время пахтанья богами океана выпил яд калакуту, способный отравить и сжечь вселенную, его шея — синего цвета, а тело окружено огненным полукружьем. На многих изображениях Шивы у него пять (или четыре) лиц и четыре руки. В руках он держит
Со своей женой, имеющей множество ипостасей (Деви, Парвати, Дурга, Кали, Ума и др.), Шива живёт на вершине Кайласы. У него два сына: бог войны Сканда и предводитель его свиты (ганы) слоноподобный бог Ганеша. Ездовое животное (вахана) Шивы и его постоянный помощник — бык Нандин. В пуранах перечисляются 1008 имён, или эпитетов, Шивы. |
|
Черновые материалы
Еще живо в Индии почитание бога Шивы Махалинги, чей детородный орган в пещере Арманат в Кашмирских горах посещается бесчисленными паломниками. Здесь, по преданию, в доисторические времена Шива явился в огненном столбе, который затем отделился и освободил образ Шивы. В самой пещере паломники могут созерцать сталагмит приблизительно фаллической формы. Согласно историческим документам средневекового государства кхмеров (Камбоджа) в индуистскую эпоху Ангкора в центре городских сооружений, которые отражают в форме квадрата систему мира, находился священный Шива-лингам.
"...мы чаще видим его в образе юного прекрасного бога. Он всегда спокоен... Сидит ли он на высокой горе, размышляя над сутью созидания Брахмы, или танцует, или появляется в окружении неведомых существ... черты Шивы обычно всегда исполнены мудрости и полного спокойствия..."
он еще и бог времени (махакала) приверженцы Шивы видят в нем мастера и учителя (маха-гуру, гуру-деву, маха-риши, маха-сидху)
"...познания, которое приходит к человеку различными путями: углубленным изучением магических тайн тантризма, оргиастическими танцами или медитацией — в любом случае мудрость Шивы даст нам в конце концов душевный покой и счастье, уравновесит все противоборствующие силы". BDGS
- Тигровая шкура Шивы
Супруга Шивы — Шакти — скачет на тигре — воплощении человеческих страстей, которые она может развязать или усмирить, обучая этому колдовскому искусству всех женщин. Согласно мифу, древние мудрецы, бесконечно ревновавшие к Шиве, который увлекал чувственной любовью их жен, создали страшное чудище — тигра. На многих изображениях он просто сидит на тигровой шкуре.
Его внутреннее состояние описывается понятием «каши-пури» — «сияющий город» (от «каш» — «блестеть, сиять»). В переносном смысле это означает полное преодоление всей низменной животной алчности, которая столь часто обуревает людей.
- Мертвые головы Шивы
"... бусы или четки из черепов. Эта бесконечная цепь — символ столетий, которые канули в вечность, древних, стершихся в памяти человечества рас и забытых империй"
Шиву окружают дикие звери, невероятно энергичные и жадные (тигр, змея, лев, буйвол). Все они, если не уметь их усмирять, означают разрушение. Одновременно они символизируют культ смерти, понимание бренности всего живущего, меланхолию, картину мира как поле руин, черепов, пепла.
Своей мудростью Шива разрушает и чрезмерное возвеличивание, и избыточное презрение к сегодняшнему дню. Именно поэтому он стал богом индийской алхимии (разайяна), которая ставила перед собой задачу познать тайну вечно обновляющихся жизненных сил земли и самого человека.
- Барабан Шивы
Видимый мир понимается как танец Шивы. Шива танцует то в одиночку, то со своей супругой Парвати. Он танцует в окружении пламени, от которого отбрасываются лучи, языки, огонь, энергия,— повидимому, прообраз нимба вокруг головы святых и волшебные кольца в индийском искусстве.
Шива задает себе и всем другим ритм с помощью барабана, по которому он стучит с обеих сторон. Этот барабан понимают иногда как поле извечного напряжения между мужским и женским полюсами бытия. Даньелу считает, что в этом можно видеть контур самого древнего символа. Чтобы получить это изображение, берут два трезубца — мужской — огненный, острия которого глядят вверх, и женский, водяной, с остриями, обращенными вниз. Барабан можно составить из двух черепов, накрытых натянутой кожей, стянутых шнуром.
Это и символ взаимодействующих противоречий, китайского инь и ян, но, без сомнения, и воспоминание о шаманских барабанах каменного века, равномерное постукивание по которым приводило людей в экстаз.
Иллюстрации
Литература
- Гринцер П. А. Одноимённая статья в MNME
- Бонгард-Левин Г. М., Герасимов А. В., Мудрецы и философы древней Индии, М., 1975 < MNME
- Аууаr С. V. N., Origin and early history of Saivism in South India, Madras, 1936 < MNME
- Bhandarkar R. G., Vaisnavism, Saivism and minor religious systems, Varanasi, 1965 < MNME
- Gonda J., Visnuism and Sivaism. A comparison, L., 1970 < MNME
- OFlaherty W. D., Asceticism and eroticism in the mythology of Siva, Oxf., 1973 < MNME
- Meinhard H., Beitrage zur Kenntnis des Sivaismus nach den Purans, Bonn, 1928 (Diss.) < MNME