Дьяус: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «»)
 
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника)
Строка 13: Строка 13:
  
 
Образы отца-неба и матери-земли, порождающих всё во вселенной, имея многочисленные типологические параллели повсюду, в этом виде сложились в общеиндоевропейский период.
 
Образы отца-неба и матери-земли, порождающих всё во вселенной, имея многочисленные типологические параллели повсюду, в этом виде сложились в общеиндоевропейский период.
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]
+
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]]
  
 
См. также:
 
См. также:
Строка 25: Строка 25:
 
:[[Ашвины]]
 
:[[Ашвины]]
 
:[[Агни]]
 
:[[Агни]]
:[[Сурья]]
+
:[[Сурья, божество Солнца|Сурья]]
 
:[[Парджанья]]
 
:[[Парджанья]]
 
:[[Адитьи]]
 
:[[Адитьи]]
Строка 39: Строка 39:
 
:[[Конь|Жеребец]]
 
:[[Конь|Жеребец]]
 
|}
 
|}
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>==
+
===Литература===
 
*Топоров В. Н. Одноимённая статья в [[MNME]]
 
*Топоров В. Н. Одноимённая статья в [[MNME]]
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>==
+
==Примечания и комментарии==
 
<small><references /></small>
 
<small><references /></small>
[[Категория:Иранская мифология]]
+
[[Категория:Иран]]

Текущая версия на 17:25, 4 июня 2023

Дьяус — др.-инд. Dyaus — собств. «сияющее, дневное небо», «день»
имя Дьяуса-отца Dyaъs pitar — находит точные соответствия в др.-греч. — Zeud patnr, лат. — Jup(p)iter, Diespiter, умбрск. — Iupater

В древнеиндийской мифологии бог неба, персонифицированное небо.

В «Ригведе» нет гимнов, посвящённых Дьяусу отдельно, но есть шесть гимнов, в которых говорится о Дьяусе и Притхиви (земле) вместе. Чаще всего Дьяус выступает совместно с Притхиви. Они образуют изначальную супружескую пару, где Дьяус — отец и небо, а Притхиви — мать и земля. Некогда они были слиты воедино, но потом разъединены и укреплены (по закону Варуны) порознь. Этот космогонический акт означал создание вселенной, широкого пространства и был произведён Индрой, Варуной и некоторыми другими богами.

Дождь, испускаемый небом на землю, называемый иногда жиром или мёдом,- это семя Дьяуса, из которого рождается всё новое, в частности боги. Детьми Дьяуся называют прежде всего Ушас, Ашвинов, Агни, Сурью, Парджанью, адитьев, марутов, ангирасов. Отцовство Дьяуса — чуть ли не единственная его персонифицирующая черта; вместе с тем есть и зооморфные образы Дьяуса с подчёркнуто сексуальными мотивировками — бык-оплодотворитель[1] или жеребец[2].

Дьяус и Притхиви рассматриваются как два мира, источники жизненной силы. Обращающийся к ним с просьбой возрождается в потомстве. Небо и земля, всезнающие и благие, орошают людей мёдом, увеличивают пищу, приносят добычу, богатство, успех. В вопросе о том, кто возникает раньше — небо или земля, в «Шатапатха-брахмане» первенство отдаётся земле.

Образы отца-неба и матери-земли, порождающих всё во вселенной, имея многочисленные типологические параллели повсюду, в этом виде сложились в общеиндоевропейский период.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Ведийская мифология
Индоевропейская мифология

Притхиви
Индра
Варуна
Ушас
Ашвины
Агни
Сурья
Парджанья
Адитьи
Маруты
Ангирасы

Небо
Отец
Жир
Мёд
Семя
Бык
Жеребец

Литература

  • Топоров В. Н. Одноимённая статья в MNME

Примечания и комментарии

  1. РВ I 160, 3; V 36, 5; 58, 6
  2. РВ X 68, 11