Вивасват: различия между версиями
(а) |
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «») |
||
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 16: | Строка 16: | ||
Вивасват как отец Ямы находит точное соответствие в авест. Vivanhvant, отец Йимы. | Вивасват как отец Ямы находит точное соответствие в авест. Vivanhvant, отец Йимы. | ||
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]] |
См. также: | См. также: | ||
Строка 23: | Строка 23: | ||
:[[Адитьи]] | :[[Адитьи]] | ||
---- | ---- | ||
− | :[[Митра]] | + | :[[Митра, ведийская мифология|Митра]] |
:[[Варуна]] | :[[Варуна]] | ||
:[[Бхага]] | :[[Бхага]] | ||
Строка 48: | Строка 48: | ||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>== | ||
<references /> | <references /> | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Индия]] |
Текущая версия на 15:45, 3 июня 2023
В ведийской мифологии солярное божество, олицетворяющее свет на небе и на земле, родоначальник людей. В «Ригведе» упоминается около тридцати раз. Вивасват — последний (восьмой) сын Адити, родившийся уродом — без рук и без ног, гладкий со всех сторон. Старшие братья Митра, Варуна, Бхага и др. отсекли всё лишнее, и так возник прародитель людей. В некоторых текстах этот персонаж называется Мартанда. Впоследствии Вивасват сравнялся с богами, став солнцем[1]. Из оставшихся частей его тела возник слон. Вивасват стал мужем дочери Тваштара — Саранью, которая родила ему близнецов — Яму и Ями, а сама, не желая жить с мужем, бежала от него, приняв облик кобылицы. Вивасват, обернувшись конём, настигает её, происходит примирение, рождаются близнецы Ашвины. Вивасват первый совершил жертвоприношение и даровал людям огонь[2]. Индра, Сома, Ашвины и Яма особенно тесно связаны с Вивасватом; его имя употребляется как эпитет Агни и Ушас. В «Яджурведе» и брахманах Вивасват относят к адитьям, а в послеведийский период он вполне отождествляется с солнцем. Вивасват как отец Ямы находит точное соответствие в авест. Vivanhvant, отец Йимы. |
См. также: |
Литература
- Топоров В. Н. Одноимённая статья в MNME
- Lоmmel H., Der Mythus von Vivasvat und Saranyu, «Zeitschrift der Deutschen Morgenlдndischen Gesellsehaft» 99, 1945—1949, S. 243 и сл. < MNME