Адитьи: различия между версиями
(а) |
м |
||
(не показаны 3 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 57: | Строка 57: | ||
Сам класс Адитьев (как и Адити) и составляющие его божества обозначаются именами с абстрактным значением. По мнению немецкого ученого П. Тиме, в ведах Адитьи — отвлеченные понятия, выступающие как мифологические классификаторы. Их имя и прежде всего их матери выглядит как поздняя замена старого названия. Вероятно, мотив Адити и семи сыновей продолжает схему основного мифа: громовержец и разъединенная с ним супруга, рождающая семерых сыновей, последний из которых особо выделен. Учитывая бесспорные древне-иранские соответствия именам и образам некоторых из Адитьев, приходится формирование семичленной группы абстрактных божеств отнести к индоиранскому периоду<ref>Ср. Амеша Спента</ref>. | Сам класс Адитьев (как и Адити) и составляющие его божества обозначаются именами с абстрактным значением. По мнению немецкого ученого П. Тиме, в ведах Адитьи — отвлеченные понятия, выступающие как мифологические классификаторы. Их имя и прежде всего их матери выглядит как поздняя замена старого названия. Вероятно, мотив Адити и семи сыновей продолжает схему основного мифа: громовержец и разъединенная с ним супруга, рождающая семерых сыновей, последний из которых особо выделен. Учитывая бесспорные древне-иранские соответствия именам и образам некоторых из Адитьев, приходится формирование семичленной группы абстрактных божеств отнести к индоиранскому периоду<ref>Ср. Амеша Спента</ref>. | ||
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]] |
См. также: | См. также: | ||
Строка 74: | Строка 74: | ||
:[[Неделя, временной период|Неделя]] | :[[Неделя, временной период|Неделя]] | ||
---- | ---- | ||
− | :[[Митра]] | + | :[[Митра, ведийская мифология|Митра]] |
:[[Арьяман]] | :[[Арьяман]] | ||
:[[Бхага]] | :[[Бхага]] | ||
Строка 83: | Строка 83: | ||
:[[Индра]] | :[[Индра]] | ||
:[[Вивасват]] | :[[Вивасват]] | ||
− | :[[Сурья]] | + | :[[Сурья, божество Солнца|Сурья]] |
:[[Савитар]] | :[[Савитар]] | ||
:[[Вишну]] | :[[Вишну]] | ||
Строка 91: | Строка 91: | ||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>== | ||
<references /> | <references /> | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Индия]] |
Текущая версия на 23:19, 31 мая 2023
Особая группа небесных богов, сыновей Адити. В «Атхарваведе»[1] их мать золотоцветная Мадхукаша. В «Ригведе» им посвящено целиком шесть гимнов. Число в ранних текстах обычно семь[2], в гимне II «Ригведы»[3] их шесть:
В X гимне «Ригведы»[4] — восемь: с семерыми Адити пошла к богам, а восьмого — Мартанду отвергла. Ср. «Атхарваведу»[5] и «Тайттирия-брахману»[6], где перечисляются:
В «Шатапатха-брахмане» наряду с восьмерыми упоминаются и двенадцать Адитьи[7]. В качестве Адитьи упоминается и другие божества:
Обнаруживают связь с солярными божествами:
Космологические функции:
Адитьи обладают небесной силой и именуются всевладыками, царями, повелителями неба. Они хранители риты[19] и враги лжи[20] и по отношению к людям:
Для ведийского периода характерно также:
В гимнах и упанишадах иногда обращаются одновременно к Адитьям, рудрам, васу и др. В послеведийский период число достигает двенадцати. Толкуются как солнечные боги и соотносятся с двенадцатью месяцами[22]. Следы индивидуализации внутри группы Адитьев отходят на задний план, — начинают выступать как групповое божество по преимуществу с классифицирующей функцией. Этому не препятствует складывающееся представление о Вишну как величайшем из Адитьев. Сам класс Адитьев (как и Адити) и составляющие его божества обозначаются именами с абстрактным значением. По мнению немецкого ученого П. Тиме, в ведах Адитьи — отвлеченные понятия, выступающие как мифологические классификаторы. Их имя и прежде всего их матери выглядит как поздняя замена старого названия. Вероятно, мотив Адити и семи сыновей продолжает схему основного мифа: громовержец и разъединенная с ним супруга, рождающая семерых сыновей, последний из которых особо выделен. Учитывая бесспорные древне-иранские соответствия именам и образам некоторых из Адитьев, приходится формирование семичленной группы абстрактных божеств отнести к индоиранскому периоду[23]. |
См. также: |
Литература
- См. при статье Адити
Примечания
- ↑ АВ IX 1, 4
- ↑ РВ IX 114, 3 и др.
- ↑ РВ 27, 1
- ↑ РВ 72,8
- ↑ АВ VIII 9, 21
- ↑ Тайт.-бр. I 1, 9, 1
- ↑ Штп.-бр. VI 1, 2, 8; XI 6, 3, 8
- ↑ РВ 18, 3
- ↑ АВ VIII 2, 15
- ↑ АВ XIII 2, 9, 37
- ↑ АВ XI 6, 2
- ↑ РВ VII 85, 4
- ↑ РВ VII 60, 4
- ↑ 14,0 14,1 РВ VII 66, 12
- ↑ РВ II 27, 8-9; V 29, 1 и др.
- ↑ РВ II 27, 3-4
- ↑ РВ VII 51, 2
- ↑ РВ X 65, 1-2
- ↑ РВ VI 51, 3
- ↑ РВ II 27, 2, 9; VIII 19, 34 и др.
- ↑ РВ I 106, 1 и др.
- ↑ Ср. связь семи Адитьи с днями недельного цикла
- ↑ Ср. Амеша Спента