Вивасват: различия между версиями
м |
м (Замена текста — «Категория:Индийская мифология» на «Категория:Индия») |
||
Строка 48: | Строка 48: | ||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>== | ||
<references /> | <references /> | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Индия]] |
Версия 23:25, 31 мая 2023
В ведийской мифологии солярное божество, олицетворяющее свет на небе и на земле, родоначальник людей. В «Ригведе» упоминается около тридцати раз. Вивасват — последний (восьмой) сын Адити, родившийся уродом — без рук и без ног, гладкий со всех сторон. Старшие братья Митра, Варуна, Бхага и др. отсекли всё лишнее, и так возник прародитель людей. В некоторых текстах этот персонаж называется Мартанда. Впоследствии Вивасват сравнялся с богами, став солнцем[1]. Из оставшихся частей его тела возник слон. Вивасват стал мужем дочери Тваштара — Саранью, которая родила ему близнецов — Яму и Ями, а сама, не желая жить с мужем, бежала от него, приняв облик кобылицы. Вивасват, обернувшись конём, настигает её, происходит примирение, рождаются близнецы Ашвины. Вивасват первый совершил жертвоприношение и даровал людям огонь[2]. Индра, Сома, Ашвины и Яма особенно тесно связаны с Вивасватом; его имя употребляется как эпитет Агни и Ушас. В «Яджурведе» и брахманах Вивасват относят к адитьям, а в послеведийский период он вполне отождествляется с солнцем. Вивасват как отец Ямы находит точное соответствие в авест. Vivanhvant, отец Йимы. |
См. также: |
Литература
- Топоров В. Н. Одноимённая статья в MNME
- Lоmmel H., Der Mythus von Vivasvat und Saranyu, «Zeitschrift der Deutschen Morgenlдndischen Gesellsehaft» 99, 1945—1949, S. 243 и сл. < MNME