Вивасват: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м
Строка 23: Строка 23:
 
:[[Адитьи]]
 
:[[Адитьи]]
 
----
 
----
:[[Митра]]
+
:[[Митра, ведийская мифология|Митра]]
 
:[[Варуна]]
 
:[[Варуна]]
 
:[[Бхага]]
 
:[[Бхага]]

Версия 18:55, 11 июля 2021

Вива́сват — др.-инд. Vivasvat, или Vivбsvat — собств. «сияющий»

В ведийской мифологии солярное божество, олицетворяющее свет на небе и на земле, родоначальник людей. В «Ригведе» упоминается около тридцати раз.

Вивасват — последний (восьмой) сын Адити, родившийся уродом — без рук и без ног, гладкий со всех сторон. Старшие братья Митра, Варуна, Бхага и др. отсекли всё лишнее, и так возник прародитель людей. В некоторых текстах этот персонаж называется Мартанда. Впоследствии Вивасват сравнялся с богами, став солнцем[1]. Из оставшихся частей его тела возник слон.

Вивасват стал мужем дочери Тваштара — Саранью, которая родила ему близнецов — Яму и Ями, а сама, не желая жить с мужем, бежала от него, приняв облик кобылицы. Вивасват, обернувшись конём, настигает её, происходит примирение, рождаются близнецы Ашвины.

Вивасват первый совершил жертвоприношение и даровал людям огонь[2].

Индра, Сома, Ашвины и Яма особенно тесно связаны с Вивасватом; его имя употребляется как эпитет Агни и Ушас.

В «Яджурведе» и брахманах Вивасват относят к адитьям, а в послеведийский период он вполне отождествляется с солнцем.

Вивасват как отец Ямы находит точное соответствие в авест. Vivanhvant, отец Йимы.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Индийская мифология
Ведийская мифология
Адитьи

Митра
Варуна
Бхага
Мартанда
Тваштар
Саранью
Яма
Ашвины
Йима
Жертвоприношение
Агни
Индра
Сома
Ушас

Солнце
Свет
Слон
Конь

Литература

  • Топоров В. Н. Одноимённая статья в MNME
  • Lоmmel H., Der Mythus von Vivasvat und Saranyu, «Zeitschrift der Deutschen Morgenlдndischen Gesellsehaft» 99, 1945—1949, S. 243 и сл. < MNME

Примечания

  1. Сурьей: Вивасват — эпитет Сурьи
  2. Ср. Агни как вестник Вивасвата; ср. «Ригведа» (X), «Шатапатха-брахмана» (III) Саяна.