Дакша
В ведийской и индуистской мифологии божество класса адитьев. Как имя бога встречается в «Ригведе» менее десятка раз; это слово используется и как эпитет Агни и Сомы. Самой примечательной чертой Дакши является то, что он рождён от Адити и он же родил Адити[1]. В «Шатапатха-брахмане»[2] Дакша отождествляется с творцом Праджапати, а в «Ригведе»[3] его называют отцом богов. С Дакшей связан ряд мифологических мотивов и сюжетов, в которых подчёркивается его участие в творении и его роль отца. Сам он считается седьмым сыном Брахмы (или Праджапати), родившимся из большого пальца правой ноги творца, а его женой стала родившаяся из пальца левой ноги творца Вирини; отождествляемая с ночью и иногда называемая Дакши. У Дакши и его жены было 50 (в некоторых источниках — 60) дочерей, из них
Старшая дочь Дакши Дити стала матерью дайтьев, вторая дочь Дану — матерью данавов, а третья Адити — матерью адитьев и, следовательно, самого Дакши[4]. Один из наиболее известных мифов излагает историю жертвоприношения Дакши[5]:
В «Махабхарате» (XII) и в некоторых других источниках повествуется о том, как бог луны Сома взял себе в жёны 27 дочерей Дакши, но делил любовные утехи только с Рохини. Несмотря на неоднократные призывы Дакши прекратить греховный образ жизни, Сома не внимал им. Тогда Дакша проклял Сому и тот стал чахнуть; одновременно стали чахнуть растения и животные. Встревоженные, боги упросили Дакшу смилостивиться над Сомой. В «Хариванше» отмечен мотив превращения Вишну в Дакшу и сотворения им разных существ. При всей бесспорности связи ведийского Дакши с послеведийским последний противостоит первому по той лёгкости, с которой он входит в разные сюжеты и в разные направления индуизма (шиваизм, вишнуизм). В связи с мотивом жертвоприношения Дакша ср. Дакшина, как мзда за совершение жертвоприношения и как её персонификация в виде богини. |
|
Литература
- Топоров В. Н. Одноимённая статья в MNME
- Heesterman J. С., Reflections on the Significance of the daksina, «Indo-Iranian Journal», 1959, v. 3, p. 241-58 < MNME
- Bhattacharji 8., The Indian Theogony. Camb., 1970 < MNME
Примечания
- ↑ PB X 72, 4-5; ср. сходный парадокс в PB X 5, 7; не-сущее и сущее — в лоне Адити при рождении Дакши, особенно в PB III 27, 9; Агни и Дакша.
- ↑ Штп.-бр. II 4, 4, 2
- ↑ РВ VI 50, 2; VIII 63, 10
- ↑ Ср. Шат.-бр. XI, Мбх. XII
- ↑ Ср. Мбх., Айт.-бр. III и др.
- ↑ Ср. сходный мотив в связи с Праджапати, который, приняв облик козла, вступает в преступную связь со своей дочерью Рохини