Сурья, божество Солнца: различия между версиями
м |
м |
||
Строка 18: | Строка 18: | ||
Образ Сурьи находит мифологические и языковые параллели в древнеиранской и древнегреческой традициях. | Образ Сурьи находит мифологические и языковые параллели в древнеиранской и древнегреческой традициях. | ||
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-03-001-000.jpg|200px|Сурья. Скульптура из храма Солнца в Конараке. XIII в. | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-03-001-000.jpg|200px|Сурья. Скульптура из храма Солнца в Конараке. XIII в.]] |
См. также: | См. также: |
Текущая версия на 15:14, 6 июня 2023
В древнеиндийской мифологии солнечное божество. В «Ригведе» ему посвящено 10 гимнов. В ряде случаев трудно решить, идёт ли речь о божестве или о самом солнце.
Основное действие Сурьи — изливание света, сияния, им он озаряет мир и разгоняет тьму, болезни, врагов. Его лучи уподобляются семи кобылицам, везущим его колесницу[5]. Сурья исцеляет людей при помощи «медовой» терапии — «мадхувидья»[6]. Его же просят о богатстве, здоровье, процветании, потомстве. Он поддерживает небо[7], его создали боги, которые поместили его на небо[8], после того как он был скрыт в океане. Путь Сурьи указан адитьями (он сам иногда называется этим именем), этот путь приготовлен Варуной, Пушан — его посланец. Отец Сурьи — Дьяус, мать — Адити. Ушас упоминается как его жена[9], за которой он следует; иногда же говорится, что Сурья рожден вместе с Ушас. Дочь Сурьи — Сурья. Теснее всего Сурья связан с адитьями, Ушас, Агни, а также с Сомой, который однажды назван родителем Сурьи[10]. В ряде случаев функции Сурьи и Савитара полностью совпадают. В «Ригведе» есть упоминания о победе над ним Индры[11] и похищении им его колесницы[12]. Этот мотив обычно толкуется как образ затмения солнца грозовой тучей. В послеведийскую эпоху Сурья постепенно становится одним из хранителей мира (локапалой юго-востока). В эпосе Сурья получает многочисленные новые наименования[13] и входит в значительное число сюжетов. Один из них связывает Сурью со злобным демоном Раху, преследующим его. Сурья в гневе грозит испепелить своими лучами весь мир. Богов охватывает страх, и Брахма велит Гаруде взять своего брата Аруну и поместить его на колеснице Сурьи, чтобы он своим телом заслонил мир от жгучих лучей Сурьи. Аруна становится колесничим Сурьи и божеством утренней зари[14]. Сыном Сурьи от Кунти был Карна («Махабхарата»); в эпизоде с участием Сурьи и Джамадагни солнце спускается с белым зонтом, чтобы успокоить разгневанного мудреца[15]. В «Рамаяне» С. включается в новые родственные связи; так, упоминается его жена Суварчала, сыновья Сугрива, Швета и Джьотирмукха. В одном из эпизодов Равана поднимается на небо и ищет поединка с самим Сурьей[16]. Сурье принадлежит небесный конь Уччайхшравас, вышедший из амриты при пахтанье океана. Наблюдаются и некоторые сближения Сурьи с Вишну. В частности, Лакшми, обычно выступающая как жена Вишну, иногда оказывается женой Сурьи. Образ Сурьи находит мифологические и языковые параллели в древнеиранской и древнегреческой традициях. |
См. также:
|
Литература
- Топоров В. Н. Одноимённая статья в MNME
- Невелева С. Л., Мифология древнеиндийского эпоса, M , 1975, с 87-90 < MNME
- Ehni J., Rigv. X, 85 Die Vermдhlung des Soma und der Surya, «Zeitschrift der Deutschen Morgenlдndischen Gesellschaft», 1879, Bd 33, S 166-76 < MNME
- Pandey D. P., Surya, Leiden, 1939 < MNME
- Banerjea J. N., Surya, Adityas and the Navagrahas, «Journal of the Indian Society of Oriental Studies», 1948, v. 19, p. 47-100 < MNME
- Stietencorn von H., Samba und die Sakadvipiya — Brahmana, Wiesbaden, 1966 < MNME
Примечания
- ↑ PB I 50, 7
- ↑ РВ I 152, 5
- ↑ РВ V 45, 9
- ↑ РВ VII 63, 2
- ↑ Ср. I 121, 13 и др. о состязании С. с Эташей
- ↑ РВ I 191
- ↑ «Столп неба» (РВ IV 13, 5)
- ↑ «Сын неба» (РВ X 37, 1, 5, 7
- ↑ РВ VII 75, 5
- ↑ РВ IX 96, 5
- ↑ РВ X 43, 5
- ↑ РВ I 175, 4; IV 30, 4
- ↑ Дхаумья перечисляет 108 из них (Мбх. III 3).
- ↑ Мбх. I
- ↑ Мхб. XIII 95
- ↑ Рам. VII