Сурья, божество Солнца: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
м
 
Строка 18: Строка 18:
  
 
Образ Сурьи находит мифологические и языковые параллели в древнеиранской и древнегреческой традициях.
 
Образ Сурьи находит мифологические и языковые параллели в древнеиранской и древнегреческой традициях.
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-03-001-000.jpg|200px|Сурья. Скульптура из храма Солнца в Конараке. XIII в.|ссылка=Special:FilePath/00-03-001-000.jpg]]
+
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-03-001-000.jpg|200px|Сурья. Скульптура из храма Солнца в Конараке. XIII в.]]
  
 
См. также:
 
См. также:

Текущая версия на 15:14, 6 июня 2023

Сурья — др.-инд. Surya, муж. род, букв. «солнце»

В древнеиндийской мифологии солнечное божество. В «Ригведе» ему посвящено 10 гимнов. В ряде случаев трудно решить, идёт ли речь о божестве или о самом солнце.

  • Сурья малоантропоморфен, но он сам — глаз, всевидящее око богов, особенно Митры и Варуны, иногда Агни.
  • Он — всезнающий и всевидящий, озирающий весь мир, взирающий на добро и зло, у него быстрый взгляд.
  • Он рождается на востоке, приветствуемый певцами, выходит из небесных врат и в течение дня обходит землю и небо, ограничивая день и ночь[1].
  • Сурья движется по небу без коней и упряжи[2], хотя не раз упоминаются и его кони, семь коней[3], колесо[4].
  • Иногда Сурья изображается в виде птицы или даже летящего ежа.

Основное действие Сурьи — изливание света, сияния, им он озаряет мир и разгоняет тьму, болезни, врагов. Его лучи уподобляются семи кобылицам, везущим его колесницу[5]. Сурья исцеляет людей при помощи «медовой» терапии — «мадхувидья»[6]. Его же просят о богатстве, здоровье, процветании, потомстве. Он поддерживает небо[7], его создали боги, которые поместили его на небо[8], после того как он был скрыт в океане. Путь Сурьи указан адитьями (он сам иногда называется этим именем), этот путь приготовлен Варуной, Пушан — его посланец.

Отец Сурьи — Дьяус, мать — Адити. Ушас упоминается как его жена[9], за которой он следует; иногда же говорится, что Сурья рожден вместе с Ушас. Дочь Сурьи — Сурья. Теснее всего Сурья связан с адитьями, Ушас, Агни, а также с Сомой, который однажды назван родителем Сурьи[10]. В ряде случаев функции Сурьи и Савитара полностью совпадают. В «Ригведе» есть упоминания о победе над ним Индры[11] и похищении им его колесницы[12]. Этот мотив обычно толкуется как образ затмения солнца грозовой тучей. В послеведийскую эпоху Сурья постепенно становится одним из хранителей мира (локапалой юго-востока).

В эпосе Сурья получает многочисленные новые наименования[13] и входит в значительное число сюжетов. Один из них связывает Сурью со злобным демоном Раху, преследующим его. Сурья в гневе грозит испепелить своими лучами весь мир. Богов охватывает страх, и Брахма велит Гаруде взять своего брата Аруну и поместить его на колеснице Сурьи, чтобы он своим телом заслонил мир от жгучих лучей Сурьи. Аруна становится колесничим Сурьи и божеством утренней зари[14]. Сыном Сурьи от Кунти был Карна («Махабхарата»); в эпизоде с участием Сурьи и Джамадагни солнце спускается с белым зонтом, чтобы успокоить разгневанного мудреца[15].

В «Рамаяне» С. включается в новые родственные связи; так, упоминается его жена Суварчала, сыновья Сугрива, Швета и Джьотирмукха. В одном из эпизодов Равана поднимается на небо и ищет поединка с самим Сурьей[16]. Сурье принадлежит небесный конь Уччайхшравас, вышедший из амриты при пахтанье океана. Наблюдаются и некоторые сближения Сурьи с Вишну. В частности, Лакшми, обычно выступающая как жена Вишну, иногда оказывается женой Сурьи.

Образ Сурьи находит мифологические и языковые параллели в древнеиранской и древнегреческой традициях.

Сурья. Скульптура из храма Солнца в Конараке. XIII в.

См. также:

Индийская мифология
Ведийская мифология
Индуистская мифология
Солнце

Сурья, дочь Сурьи
Локапалы
Дьяус
Адити
Ушас
Митра
Варуна
Агни
Адитьи
Пушан
Сома
Индра
Раху
Аруна
Гаруда
Кунти
Карна
Джамадагни
Сугрива
Уччайхшравас
Вишну
Лакшми

Глаз
Конь
Колесо
Колесница, повозка
Птица
Ёж
Мёд

Литература

  • Топоров В. Н. Одноимённая статья в MNME
  • Невелева С. Л., Мифология древнеиндийского эпоса, M , 1975, с 87-90 < MNME
  • Ehni J., Rigv. X, 85 Die Vermдhlung des Soma und der Surya, «Zeitschrift der Deutschen Morgenlдndischen Gesellschaft», 1879, Bd 33, S 166-76 < MNME
  • Pandey D. P., Surya, Leiden, 1939 < MNME
  • Banerjea J. N., Surya, Adityas and the Navagrahas, «Journal of the Indian Society of Oriental Studies», 1948, v. 19, p. 47-100 < MNME
  • Stietencorn von H., Samba und die Sakadvipiya — Brahmana, Wiesbaden, 1966 < MNME

Примечания

  1. PB I 50, 7
  2. РВ I 152, 5
  3. РВ V 45, 9
  4. РВ VII 63, 2
  5. Ср. I 121, 13 и др. о состязании С. с Эташей
  6. РВ I 191
  7. «Столп неба» (РВ IV 13, 5)
  8. «Сын неба» (РВ X 37, 1, 5, 7
  9. РВ VII 75, 5
  10. РВ IX 96, 5
  11. РВ X 43, 5
  12. РВ I 175, 4; IV 30, 4
  13. Дхаумья перечисляет 108 из них (Мбх. III 3).
  14. Мбх. I
  15. Мхб. XIII 95
  16. Рам. VII