Вач: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
м (Замена текста — «Категория:Индийская мифология» на «Категория:Япония»)
Строка 76: Строка 76:
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>==
 
<references />
 
<references />
[[Категория:Индийская мифология]]
+
[[Категория:Япония]]

Версия 23:10, 31 мая 2023

Вач, Вак — др.-инд. Vac — букв. «речь», «слово»

В древнеиндийской мифологии богиня речи, персонификация речи.

В «Ригведе» ей посвящён один гимн[1], в котором анаграммируется её имя.

  • Вач обитает на небе и на земле, её лоно в воде, в море.
  • Она распространяется по всем мирам, достигает неба, веет, как ветер, охватывает все миры.
  • Вач выше неба и шире земли.
  • Она — владычица и собирательница богатств, наделяет ими всех.
  • Тот, кого она любит, становится сильным, мудрым, брахманом, риши.
  • Тех, кто ненавидит брахманов, Вач поражает стрелой из лука Рудры.
  • Она порождает споры между людьми и насыщает тех, кто слышит сказанное ею.
  • Вач многообразна, она несёт Митру, Варуну, Индру, Агни, Ашвинов, Сому, Тваштара, Пушана и Бхагу.
  • Вместе с нею — Рудра, васу, Адити, все боги.
  • Её называют божественной, царицей богов[2].

В творении сущего Вач связана с Праджапати (брахманы), а через эпитет Вачаспати, «господин речи», — с Вишвакарманом и Сомой.

В период после «Ригведы» Вач обретает многие связи (генеалогические, родственные, сюжетные).

  • Уже в «Атхарваведе» она отождествляется с Вирадж и считается дочерью бога любви Камы.
  • По мнению комментатора вед Саяны, Вач — дочь великого риши Амбхрины (от слова со значением «влажный»).
  • В «Тайттирия-брахмане» Вач называют «матерью вед»[3] и женой Индры, содержащей в себе все миры[4].
  • Она — одна из жён Праджапати, создавшего воды из мира в образе речи[5].

В эпический период Вач становится богиней мудрости и красноречия, «голос, извлеченный из немого Брахмы». Её начинают отождествлять с Сарасвати — «небесная Сарасвати, представшая с небес»; рекой и речной богиней, и считают женой Брахмы. В «Бхагавата-пуране» она его дочь, а в «Падмапуране» она дочь Дакши, жена Кашьяпы и мать гандхарвов и апсар.

Самый известный мифологический сюжет с участием Вач — выкуп у гандхарвов украденного ими Сомы ценой Вач, превращённой в женщину[6], ср. мотив Вач, выманивающей у гандхарвов Сому[7].

Образ Вач сложился на основе древнеиндийских представлений о триаде мысль — слово — дело и об особом значении звучащей речи. Указывались параллели между древнеиндийскими теориями слова и некоторыми чертами Вач, с одной стороны, и учением о Логосе в древнегреческой философии — с другой.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Индийская мифология
Ведийская мифология
Индуистская мифология
Слово

Рудра
Митра
Варуна
Индра
Агни
Ашвины
Сома
Тваштар
Пушан
Бхага
Васу
Адитьи
Праджапати
Вишвакарман
Сома
Вирадж
Кама
Сарасвати
Брахма
Дакша
Кашьяпа
Гандхарвы
Апсары
Сома

Голос

Оккультизм

В трудах Е. П. Блаватской и её последователей Вак — мистическое олицетворение речи, женский Логосом. Она едина с Брахмой, создавшим ее из половины своего тела, разделив его на две части (как по Платону бог разделил совершенных андрогинных людей). Она — женский аспект Брахмы (подобно женской ипостаси Логоса), Вирадж — «женский» Вирадж, — который был создан в ней Брахмой, разделившим свое тело на две половины: мужскую и женскую: Вак и Вирадж. В ак — это речь, с помощью которой человек получил знание, а также мистическая сокровенная речь, которая нисходит на первых риши, как «языки пламени» снизошли на апостолов. Ее называют «женским творцом», «матерью Вед». Эзотерически она является субъективной творящей силой. Она — эманация Творящего Божества (субъективная Вселенная, ее «отсутствие», или мыслеоснова) — становится проявленным «миром речи», то есть конкретным выражением мыслеосновы, отсюда Слово или Логос. Это — андрогин — мужской и женский Адам Бытия и потому его называют «Вак-Вирадж».

Ее называют Шатарупа, богиня ста форм, женский аспект Брахмы или Природа. Брахмой Вак называется мужской и Брахмой Вирадж — женский аспект Брахмы. Брахма (творец. Вселенная), дифференцируясь, создал материальную природу Вирадж и духовную разумную природу Вак, которая является Логосом Божества, или проявленным выражением вечной Божественной мыслеосновы.

Черновые материалы

  • Вак («речь») как мистическое олицетворение речи является женским Логосом.

Литература

  • Топоров В. Н. Одноимённая статья в MNME
  • Scharbau С. A., Die Idee der Schцpfung in der vedisсhen Literatur, Stuttg., 1932, S. 123 след. < MNME
  • Еssers B., Vдc. Het woord als godgestalten in de Veda, Assem, [1952] < MNME

Примечания

  1. РВ X 125
  2. РВ VIII 89, 10-11
  3. То же в «Махабхарате»; в «Айтарейя-брахмане» (VI 15) Вишну тремя шагами приобретает миры, веды и Вач — речь.
  4. .
    • Иногда Вач — атмосферная богиня, а гром называют «голосом (vac) срединного пространства»; ср. «Найгхантука» 5, 5
  5. «Шатапатха-брахмана»
  6. Айт.-бр. I 27; Тайтт.-самх. VI 1, 6, 5; Майтр.-самх. III 7, 3
  7. Шат.-бр. III