Вач: различия между версиями
м (Замена текста — «Кашьяпа» на «Кашьяпа») |
м |
||
Строка 38: | Строка 38: | ||
---- | ---- | ||
:[[Рудра]] | :[[Рудра]] | ||
− | :[[Митра]] | + | :[[Митра, ведийская мифология|Митра]] |
:[[Варуна]] | :[[Варуна]] | ||
:[[Индра]] | :[[Индра]] |
Версия 18:56, 11 июля 2021
В древнеиндийской мифологии богиня речи, персонификация речи. В «Ригведе» ей посвящён один гимн[1], в котором анаграммируется её имя.
В творении сущего Вач связана с Праджапати (брахманы), а через эпитет Вачаспати, «господин речи», — с Вишвакарманом и Сомой. В период после «Ригведы» Вач обретает многие связи (генеалогические, родственные, сюжетные).
В эпический период Вач становится богиней мудрости и красноречия, «голос, извлеченный из немого Брахмы». Её начинают отождествлять с Сарасвати — «небесная Сарасвати, представшая с небес»; рекой и речной богиней, и считают женой Брахмы. В «Бхагавата-пуране» она его дочь, а в «Падмапуране» она дочь Дакши, жена Кашьяпы и мать гандхарвов и апсар. Самый известный мифологический сюжет с участием Вач — выкуп у гандхарвов украденного ими Сомы ценой Вач, превращённой в женщину[6], ср. мотив Вач, выманивающей у гандхарвов Сому[7]. Образ Вач сложился на основе древнеиндийских представлений о триаде мысль — слово — дело и об особом значении звучащей речи. Указывались параллели между древнеиндийскими теориями слова и некоторыми чертами Вач, с одной стороны, и учением о Логосе в древнегреческой философии — с другой. |
См. также:
|
Оккультизм
В трудах Е. П. Блаватской и её последователей Вак — мистическое олицетворение речи, женский Логосом. Она едина с Брахмой, создавшим ее из половины своего тела, разделив его на две части (как по Платону бог разделил совершенных андрогинных людей). Она — женский аспект Брахмы (подобно женской ипостаси Логоса), Вирадж — «женский» Вирадж, — который был создан в ней Брахмой, разделившим свое тело на две половины: мужскую и женскую: Вак и Вирадж. В ак — это речь, с помощью которой человек получил знание, а также мистическая сокровенная речь, которая нисходит на первых риши, как «языки пламени» снизошли на апостолов. Ее называют «женским творцом», «матерью Вед». Эзотерически она является субъективной творящей силой. Она — эманация Творящего Божества (субъективная Вселенная, ее «отсутствие», или мыслеоснова) — становится проявленным «миром речи», то есть конкретным выражением мыслеосновы, отсюда Слово или Логос. Это — андрогин — мужской и женский Адам Бытия и потому его называют «Вак-Вирадж».
Ее называют Шатарупа, богиня ста форм, женский аспект Брахмы или Природа. Брахмой Вак называется мужской и Брахмой Вирадж — женский аспект Брахмы. Брахма (творец. Вселенная), дифференцируясь, создал материальную природу Вирадж и духовную разумную природу Вак, которая является Логосом Божества, или проявленным выражением вечной Божественной мыслеосновы.
Черновые материалы
- Вак («речь») как мистическое олицетворение речи является женским Логосом.
Литература
- Топоров В. Н. Одноимённая статья в MNME
- Scharbau С. A., Die Idee der Schцpfung in der vedisсhen Literatur, Stuttg., 1932, S. 123 след. < MNME
- Еssers B., Vдc. Het woord als godgestalten in de Veda, Assem, [1952] < MNME
Примечания
- ↑ РВ X 125
- ↑ РВ VIII 89, 10-11
- ↑ То же в «Махабхарате»; в «Айтарейя-брахмане» (VI 15) Вишну тремя шагами приобретает миры, веды и Вач — речь.
- ↑ .
- Иногда Вач — атмосферная богиня, а гром называют «голосом (vac) срединного пространства»; ср. «Найгхантука» 5, 5
- ↑ «Шатапатха-брахмана»
- ↑ Айт.-бр. I 27; Тайтт.-самх. VI 1, 6, 5; Майтр.-самх. III 7, 3
- ↑ Шат.-бр. III