Дасьюхатья: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м (Замена текста — «Кашьяпа» на «Кашьяпа»)
Строка 193: Строка 193:
 
:[[Дити]]
 
:[[Дити]]
 
:[[Дайтьи]]
 
:[[Дайтьи]]
:[[Кашьяпа]]
+
:Кашьяпа
 
:[[Ваджранга]]
 
:[[Ваджранга]]
 
:[[Варанги]]
 
:[[Варанги]]

Версия 21:31, 1 февраля 2021

Индра — др.-инд. Нndra — корень слова, вероятно, обозначал силу, плодородие
Вритрахан — «убийца Вритры»
Ваджрин, Ваджрабхрит — «носящий ваджру», «обладающий ваджрой», «держащий ваджру в руке»
Васава
Дасьюхан — «убийца дасью»
имя Индры находит ближайшее соответствие в:
названии древнеиранского дэва [Ind(a)ra]
эпитет Индры «Вритрахан» — «убийца Вритры», отражён в имени авестийского божества войны Веретрагны;
имя божества Indara было известно ещё раньше митаннийским ариям;
слав. jedrъ, «ядрёный», «обладающий силой особого свойства», родственно Indra.

В древнеиндийской мифологии бог грома и молнии, глава богов, позднее — локапала.

Индра — самый популярный мифологический персонаж вед. В «Ригведе» одному ему посвящено около 250 гимнов — больше, чем любому другому божеству. Верховное положение Индры отражено в эпитетах «царь богов» и «царь всей вселенной»[1]. Помимо этого, у Индры эпитеты:

  • «асура», «царь», «властитель», «самодержец», «вседержитель»,
  • «добрый», «щедрый», «даритель», «друг»,
  • «пьющий сому»,
  • «сын силы», «растущий», «усиливающийся»,
  • «полководец, сопровождаемый марутами», «стоящий на колеснице» и т. д.

Индра поборол богов, и они его страшатся[2].

Индра воплощает прежде всего воинскую функцию:

  • он рождён для битв, мужествен, воинствен, победоносен;
  • он — бог битвы, участвует в многочисленных сражениях против демонов или против чуждых ариям племён;
  • Индра сокрушает крепости, разбивает их, захватывает и распределяет трофеи;
  • число его врагов уже в ведах огромно[3].
  • сражающиеся стороны взывают к Индре, прося победы, славы и добычи.

Вместе с тем воинские подвиги Индры получают и космогоническое истолкование:

  • он порождает солнце, небо и зарю, укрепляет солнце и срывает диск солнца, гонит его (глаз Индры — солнце), сражается с демоном Вритрой за солнце, с помощью солнца покоряет враждебные племена;
  • освобождает реки и потоки, которые бегут от него в страхе, пробивает каналы, повелевает потоками;
  • победа над Вритрой приравнивается к победе космического динамического начала над косным хаосом, а результаты победы — к устроению ведийского мира широких пространств.

Вместе с тем Индра связан и с плодородием, он приносит процветание, урожай, долголетие, мужскую силу, богатства, скот. По отношению к человеку, к ариям в особенности, Индра дружелюбен, щедр и благ, всегда готов прийти на помощь. Неоднократно подчёркивается роль Индры как вдохновителя певцов. В «Ригведе» нередко упоминаются чудесные поступки Индры, в частности его превращения[4], его многоформенность.

Индра принадлежит к числу наиболее антропоморфных богов древнеиндийского пантеона. Подробно описывается:

  • его внешний вид — части тела, лицо (в частности, борода), одежда, голос, рост, возраст;
  • его свойства — гнев, ярость, сверхсила, храбрость, острый ум, искусность, в частности он мудр и всезнающ, он мастер и т. п.;
  • его необычное рождение — мать не хотела производить его на свет; многие факты его жизни.

Обстоятельно описывается и родословная Индры.

  • Имя его матери в «Ригведе» не называется, в «Атхарваведе» она названа Экаштака и её отождествляют с Ратри — «ночью».
  • В эпосе Индра — седьмой сын Адити[5].
  • В качестве отца выступает то Дьяус, то Тваштар, то Праджапати[6]; иногда же говорится, что боги сами создали Индру.
  • Женой Индры называют то Индрани, то Шачи, то Пауломи, а в «Атхарваведе» — Прасаха и Сена.
  • Братом-близнецом Индры был Агни[7], иногда братом Индры называются Пушан[8] и Тваштар.

Многочисленными примерами засвидетельствованы связи Индры с другими богами[9], особенно с Сомой, Агни, марутами, но и с адитьями, Ашвинами, Пушаном, Ушас, Ватой, Ваю, Трита Аптьей и др. По числу связей такого рода и их характеру (конкретность, подробность, многообразие и т. п.) Индра занимает совершенно особое место, по крайней мере в ведийский период. Но и в эпосе Индра обрастает новыми связями.

В послеведийский период значение Индры заметно падает. Существенно меняются некоторые функции Индры. В частности, совсем оттесняется космогоническая роль Индры, но усиливается его роль как вождя военной дружины. В эпосе Индра как божество, связанное с дождём и плодородием, предельно сближается с Парджаньей вплоть до отождествления их. Образ Индры используется и в ритуале вызывания дождя[10].

Новым по сравнению с ведийским периодом является то, что Индра становится одним из хранителей мира — локапал. Брахма дарует ему власть над востоком; слон Индры Айравата охраняет эту страну света. Индре помогают адитьи, апсары, гандхарвы, сиддхи и т. д. В «Махабхарате» подробно описывается царство Индры, его тысячевратный град Амаравати, дворец, где Индра восседает со своей супругой Шачи. Вместе с тем Индра утрачивает своё всемогущество: он не раз терпит поражение от мудрецов и даже от демонов; его нередко унижают, и почтение к нему вызывает известное сомнение. Уже в «Ригведе» есть некоторые признаки двусмысленности в образе Индры:

  • он убивает своего отца, у его матери сложное отношение к нему;
  • он разбивает повозку Ушас, и она в страхе бежит от него;
  • маруты ропщут на Индру за то, что он съел их жертву.

С Индрой связано наибольшее число мифов.

Центральным сюжетом является поединок Индры с демоном Вритрой[11]. Ваджрой, изготовленной Тваштаром, Индра поражает Вритру, по членам Вритры текут воды, которые раньше были скованы. По другим версиям, речь идёт об освобождении не только вод, но и коров, скрытых в пещере. Этот мотив особенно подчёркнут в мифе о демоне Вала: Индра отправляется на поиски коров, находит их запертыми в скале, вступает в бой с демоном, сокрушает его, разбивает скалу и выпускает коров[12]. Этот миф также нередко интерпретируют в космогоническом плане: здесь же упоминается о том, что в скале Индра нашёл свет, утреннюю зарю, что он разогнал тьму и выпустил воды.

В ряде гимнов «Ригведы» содержатся фрагменты мифа о поединке Индры с демоном Шушной — змеёй-пожирательницей, вызывающей засуху. Аналогичные сюжеты связывают в «Ригведе» Индру с Шамбарой, Пипру, Намучи, Эмушей[13] и др. Можно реконструировать и некоторые другие сюжеты с участием Индры. Среди них:

  • битва 10 царей, окруживших войско царя племени тритсу Судаса, которому пришел на помощь Индра[14];
  • принесение орлом божественного напитка сомы для Индры, благодаря чему он смог победить Вритру[15];
  • сюжет, в котором участвуют Индра, его жена и обезьяна Вришакапи и его жена[16] и т. п.

В послеведийский период старые мифы претерпевают заметные изменения. Так, в мифе о поединке с Вритрой в эпических версиях устраняется космогонический аспект, сам Индра антропоморфизируется, вводятся новые персонажи или новые имена (Вишну, Шива, Вишварупа, или Триширас), новые мотивы и детали:

  • Индра посылает апсар к трёхглавому демону Вишварупе, чтобы они соблазнили его;
  • Индра срубает демону три головы;
  • Вритра проглатывает Индру;
  • выбравшись, Индра вторично терпит поражение, пока ему не приходит на помощь Вишну[17];
  • Индра сам распарывает брюхо Вритре и выходит наружу[18];
  • Индра покрывает своё оружие пеной;
  • Индра посылает марутов[19] или Ваю[20] на разведку;
  • Индра расчленяет Вритру надвое: одна часть становится луной, другая — чревом живых существ;
  • за убийство Вритры или Вишварупы, которые были брахманами, Индра оказывается в изгнании.

В брахманах и эпосе получают дальнейшую обработку некоторые сюжеты о поединках Индры, так:

  • Индра побеждает Намучи, сына Дану[21], с которым некогда был заключён союз, продолжавшийся до тех пор, пока Намучи не опоил Индру сомой, смешанной с хмельным напитком сурой;
  • Индра убивает демона Пуломана, и его дочь Шачи, бежавшая от жестокого отца, становится женой своего избавителя;
  • Индра побеждает злого исполина Джамбху и т. п.

Из преимущественно эпических сюжетов выделяются следующие:

  • Индра пытается соблазнить Ручи, жену риши Девашармана, но терпит поражение[22].
  • Индра соблазняет Ахалью, жену отшельника Гаутамы, за что подвергается проклятию Гаутамы[23].
  • Индра возвращает Тару, похищенную Сомой, её мужу Брихаспати[24].
  • Индра снова становится царём богов после того, как Нахуша, царь Лунной династии, тщетно домогавшийся Шачи, жены Индры, лишился своего трона[25].
  • Индра, завидуя Ашвинам, получившим от мудреца Чьяваны сому, пытается его убить;
Чьявана создаёт чудовище Мада — опьянение, чтобы покарать Индру;
Индра в страхе бежит;
смилостивившись, Чьявана прощает Индру и расчленяет Маду[26].
  • Индра помогает Кадру и её сыновьям спастись и достичь чудесного острова[27].
  • За насмешку над валакхильями они предсказывают Индре поражение от Гаруды, который захватывает сосуд с амритой; вскоре Индра всё-таки возвращает его себе[28].
  • Индра обманом побеждает Прахладу, сына царя асуров Хираньякашипу: по совету Брихаспати Индра в облике брахмана просит у Прахлады его добродетель, и благочестивый царь не может отказать брахману, что даёт Индре возможность одолеть Прахладу[29].
  • При пахтанье океана Индра получает чудесного коня Уччайхшраваса, слона Айравату и сказочное дерево Париджату[30].
  • В сказании об Яяти Индра подменяет одежду купающихся девушек и задаёт роковой вопрос Яяти, после ответа на этот вопрос Яяти лишается права пребывать в небесном царстве Индры[28].
  • У Индры появляется 1000 глаз, которыми он смотрит на красавицу Тилоттаму, — в истории Сунды и его брата Упасунды[28].
  • Индра пытается помешать царю Марутте совершить жертвоприношение[31].
  • Индра превращается в павлина из страха перед встречей с царём ракшасов Раваной[32];
Индра воюет с Раваной и его сыном Мегханадой (Индраджитом);
он побеждён Мегханадой, который увозит его на своей колеснице;
Брахма с богами отправляются на остров Ланка и уговаривают сына Раваны отпустить Индру[32].
  • Индра за совершение царём Бхангасваной неугодного ему жертвоприношения превращает его в женщину, сеет раздор между сыновьями Бхангасваны, которые в битве убивают друг друга, но, узнав о добрых намерениях Бхангасваны, воскрешает его сыновей[22].
  • Индра дарует Явакри совершенное знание вед, но тот не выдерживает испытания[33].
  • Индра посылает апсару Менаку, чтобы она соблазнила Вишвамитру и отвлекла его от подвижничества, которое может лишить Индру власти[34].
  • Опасаясь, что сыновья Сагары сравняются с Индрой в могуществе, Индра похищает их жертвенного коня[35].
  • Индра, превратившись в сокола, и Агни, превратившись в голубя, испытывают праведность царя Ушинары;
Ушинара, желая спасти голубя от преследований сокола, срезает куски мяса с собственного тела, чтобы накормить своим мясом сокола;
убедившись в добродетельности Ушинары, Индра предсказывает ему вечную славу[33].
  • Индра уничтожает в битве сыновей Дити дайтьев;
Дити просит своего мужа Кашьяпу подарить ей сына, который отомстил бы Индре;
рождается сын Ваджранга;
выросши, он отправляется к Индре, побеждает его и приносит связанным к Дити;
вмешательство Брахмы спасает Индру;
но Индра в отсутствие Ваджранги, попеременно принимая облик то обезьяны, то змея, похищает Варанги, жену своего победителя; :: Ваджранга возвращает себе жену и рождает сына Тараку, с тем чтобы отомстить Индре;
возмужав, Тарака отправляется вместе с асурами на битву с Индрой и одерживает победу;
униженные боги, возглавляемые Индрой, просят Брахму помочь им, и тот даёт совет женить Шиву на Уме: родившийся у них сын погубит Тараку.

В ряде сюжетов Индра выступает в тесной связи с Шивой или Вишну[36]. Образ Индры в поздний период развития древнеиндийской мифологии нашёл отражение и в иконографии.

Древнеиндийский Индра соотносится с образом индоевропейского бога грома.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Ручи
Индийская мифология
Ведийская мифология
Индуистская мифология

Веретрагна
Асуры
Арбуда
Аю
Дану
Даса
Дасью
Дрибхика
Намучи
Пипру
Шамбара
Шушна
Вритра
Адити
Адитьи
Дьяус
Тваштар
Праджапати
Индрани
Шачи
Агни
Пушан
Сурья
Савитар
Парджанья
Сома
Маруты
Ашвины
Ушас
Вата
Ваю
Трита Аптья
Локапалы
Айравата
Апсары
Гандхарвы
Сиддхи
Амаравати
Вала
Сарама
Ангирасы
Эмуша
Вришакапи
Вишну
Шива
Вишварупа
Триширас
Пуломан
Девашарман
Ахалья
Гаутама
Тара
Брихаспати
Чьявана
Кадру
Валакхильи
Гаруда
Прахлада
Хираньякашипу
Уччайхшравас
Париджата
Яяти
Тилоттама
Сунда
Марутта
Равана
Индраджит
Брахма
Ланка
Менака
Вишвамитра
Сагара
Дити
Дайтьи
Кашьяпа
Ваджранга
Варанги
Тарака
Ума
Трипура
Арджуна

Гнев
Гром
Молния
Муравей
Волосы
Борода
Близнецы
Ваджра
Корова
Вепрь
Обезьяна
Конь
Павлин
Сокол

Китай

Фигурирует в китайском буддизме как вспомогательное (дополнительное) для Шакьямуни и Ти-ших (или Юинтоло) божество.

Черновые материалы

Радуга — лук (дуга) Индры, бога дождя и молний, символизирует небесную активность.


BDGS Рядом с Вишну мы видим царя и повелителя разных божеств (дэвов) Индру. Индра — одновременно еще и повелитель молний и великий противник асуров. Он, так сказать, Вишну для простого народа, ведь хранителя миров в его истинном облике почти невозможно постичь. Индра же, напротив, вполне доступен пониманию. Он живет в роскошном дворце, окружен прекрасными феями, музыкантами-эльфами и небесными танцовщицами. Такое понятие о роскоши перешло затем на Ближний Восток, а оттуда в Европу, где правители дворов пытались осуществить на практике представления о роскошном мире Индры.

Злые асуры свергают Индру с престола (на протяжении мифических тысячелетий индийской истории это случается с ним довольно часто), и ему не остается ничего другого, как позвать на помощь своего друга и покровителя Вишну. Вишну принимает земной облик и становится героем Кришной, а Индра — Аржуной. самым известным королем Махабхараты, родственником и другом Кришны. Тем самым как бы заново утверждались рыцарские традиции мудрости и красоты, столь необходимые для продолжения человеческого рода.

В руке Индра держит молнию (которая затем в других азиатских странах превратилась в скипетр). Он ездит на слоне — фольклорный символ буйной неуемной силы и памяти. Нередко Индра — также хранитель напитка или растений, дающих бессмертие, вечную молодость и мудрость.

Литература

  • Топоров B. H. Одноимённая статья в MNME
  • Невелева С. Л., Мифология древнеиндийского эпоса, М., 1975, с. 60 — 73 < MNME
  • Holtzmann А., Indra nach den Vorstellungen des Mahabharata, «Zeitschrift der Deutschen Morgenlandischen Gesellschaft», 1878, Bd 32 < MNME
  • его же, The Real Indra of the Rig-Veda, «Journal of the American Oriental Society», 1896, v. 16, 236 — 39 < MNME
  • Washburn Hopkins S., Indra as God of Fertility < MNME
  • тан же, 1916, v. 36, p. 242 — 68 < MNME
  • Chattopadhyaya K. Ch., Indra in the Rgveda and the Avesta, «Proceed, of the Fourth Orient. Congress in India», 1927, 11 — 24 < MNME
  • Benveniste E., Renou L., Vrtra et Vrvragna, P., 1934 < MNME
  • Keith А. В., Indra and Vrtra, «Indian Culture», 1, 1935 < MNME
  • Lommel H., Der arische Kriegsgott, Fr./M., 1939 < MNME
  • его же, Blitz und Donner in Rigveda, «Oriens», 1955, Bd 8, No 2 < MNME
  • Gadgil V. A., Indra, the representative of the higest physical aspect of nature, «Annals of the Bhandarkar Oriental Research Institute», 1942, v. 23 < MNME
  • Brown W. N.. Indra’s infancy according to Rgveda IV, 18, в сб.: Siddhabhвratп, 1950, v. l, s. 131 — 36 < MNME
  • Dandekar R. N., Vrtraha Indra, «Annals of the Bhandarkar Oriental Research Institute», 1951, v. 31 < MNME
  • Ruben W., Indra’s Fight against Vrtra in the Mahabharata, в сб.: Belvalkar Felicitation volume, Banaras, 1957 < MNME
  • Venkatasubbiah A., On Indra’s winning of cows and waters, «Zeitschrift der Deutschen Morgen lдndischen Gesellschaft», 1965, Bd 115 < MNME

Примечания

  1. РВ III 46,2; VI 46,6
  2. РВ IV 30,5; V 30,5
  3. Среди них Арбуда, Аю, Дану, Даса, дасью, Дрибхика, Кутса, Намучи, Пипру, Шамбара, Шушна и многие другие.
  4. Напр., в муравья (РВ I 51,9) или в конский волос (РВ I 32,12).
  5. Тогда как в «Ригведе» он назван четвёртым из адитьев.
  6. В брахманах Индра нередко младший его сын.
  7. PB VI 59,2
  8. РВ VI 55,5
  9. С некоторыми из них он даже отождествляется, ср. Сурью или Савитара, Парджанью.
  10. Ср. эпизод в «Махабхарате» и «Рамаяне», где по просьбе царя Ломапады подвижник Ришьяшринги добивается, чтобы Индра пролил дождь.
  11. PB I 32 след.
  12. РВ III 31, 4 — 11; ср. мотив возвращения Индрой богам коров, похищенных демонским племенем пани, с помощью божественной собаки Сарамы и семи ангирасов.
  13. Демон Эмуша в виде вепря похищает у богов зерно для жертвоприношения и собирается варить кашу, но в этот момент Индра поражает его стрелой.
  14. РВ VII 18
  15. РВ IV 18
  16. РВ X 86
  17. «Махабхарата»
  18. «Бхагавата-пурана»
  19. «Тайттирия-брахмана»
  20. Шат.-бр. IV
  21. «Шатапатха-брахмана»
  22. 22,0 22,1 Мбх. XIII
  23. Мбх. V
  24. Вишну-пур. IV
  25. Мбх. V, XIII
  26. Шат.-бр. IV, Джайм.-бр. III, Мбх. III и др.
  27. Им грозил жар солнца, а Индра покрыл небо тучами и излил дождь
  28. 28,0 28,1 28,2 Мбх. I
  29. «Махабхарата», «Вишну-пурана»
  30. Мбх. I; Вишну-пур. I, «Рамаяна» и др.
  31. Мбх. XIV
  32. 32,0 32,1 «Рамаяна»
  33. 33,0 33,1 Мбх. III
  34. Мбх. I, Рам. I
  35. Мбх. III, Рам. I
  36. Ср. историю разрушения крепости асуров Трипуры или восхождения Арджуны на небо.