Дасьюхатья: различия между версиями
(а) |
м (Замена текста — «Кашьяпа» на «Кашьяпа») |
||
Строка 193: | Строка 193: | ||
:[[Дити]] | :[[Дити]] | ||
:[[Дайтьи]] | :[[Дайтьи]] | ||
− | : | + | :Кашьяпа |
:[[Ваджранга]] | :[[Ваджранга]] | ||
:[[Варанги]] | :[[Варанги]] |
Версия 21:31, 1 февраля 2021
В древнеиндийской мифологии бог грома и молнии, глава богов, позднее — локапала. Индра — самый популярный мифологический персонаж вед. В «Ригведе» одному ему посвящено около 250 гимнов — больше, чем любому другому божеству. Верховное положение Индры отражено в эпитетах «царь богов» и «царь всей вселенной»[1]. Помимо этого, у Индры эпитеты:
Индра поборол богов, и они его страшатся[2]. Индра воплощает прежде всего воинскую функцию:
Вместе с тем воинские подвиги Индры получают и космогоническое истолкование:
Вместе с тем Индра связан и с плодородием, он приносит процветание, урожай, долголетие, мужскую силу, богатства, скот. По отношению к человеку, к ариям в особенности, Индра дружелюбен, щедр и благ, всегда готов прийти на помощь. Неоднократно подчёркивается роль Индры как вдохновителя певцов. В «Ригведе» нередко упоминаются чудесные поступки Индры, в частности его превращения[4], его многоформенность. Индра принадлежит к числу наиболее антропоморфных богов древнеиндийского пантеона. Подробно описывается:
Обстоятельно описывается и родословная Индры.
Многочисленными примерами засвидетельствованы связи Индры с другими богами[9], особенно с Сомой, Агни, марутами, но и с адитьями, Ашвинами, Пушаном, Ушас, Ватой, Ваю, Трита Аптьей и др. По числу связей такого рода и их характеру (конкретность, подробность, многообразие и т. п.) Индра занимает совершенно особое место, по крайней мере в ведийский период. Но и в эпосе Индра обрастает новыми связями. В послеведийский период значение Индры заметно падает. Существенно меняются некоторые функции Индры. В частности, совсем оттесняется космогоническая роль Индры, но усиливается его роль как вождя военной дружины. В эпосе Индра как божество, связанное с дождём и плодородием, предельно сближается с Парджаньей вплоть до отождествления их. Образ Индры используется и в ритуале вызывания дождя[10]. Новым по сравнению с ведийским периодом является то, что Индра становится одним из хранителей мира — локапал. Брахма дарует ему власть над востоком; слон Индры Айравата охраняет эту страну света. Индре помогают адитьи, апсары, гандхарвы, сиддхи и т. д. В «Махабхарате» подробно описывается царство Индры, его тысячевратный град Амаравати, дворец, где Индра восседает со своей супругой Шачи. Вместе с тем Индра утрачивает своё всемогущество: он не раз терпит поражение от мудрецов и даже от демонов; его нередко унижают, и почтение к нему вызывает известное сомнение. Уже в «Ригведе» есть некоторые признаки двусмысленности в образе Индры:
С Индрой связано наибольшее число мифов. Центральным сюжетом является поединок Индры с демоном Вритрой[11]. Ваджрой, изготовленной Тваштаром, Индра поражает Вритру, по членам Вритры текут воды, которые раньше были скованы. По другим версиям, речь идёт об освобождении не только вод, но и коров, скрытых в пещере. Этот мотив особенно подчёркнут в мифе о демоне Вала: Индра отправляется на поиски коров, находит их запертыми в скале, вступает в бой с демоном, сокрушает его, разбивает скалу и выпускает коров[12]. Этот миф также нередко интерпретируют в космогоническом плане: здесь же упоминается о том, что в скале Индра нашёл свет, утреннюю зарю, что он разогнал тьму и выпустил воды. В ряде гимнов «Ригведы» содержатся фрагменты мифа о поединке Индры с демоном Шушной — змеёй-пожирательницей, вызывающей засуху. Аналогичные сюжеты связывают в «Ригведе» Индру с Шамбарой, Пипру, Намучи, Эмушей[13] и др. Можно реконструировать и некоторые другие сюжеты с участием Индры. Среди них:
В послеведийский период старые мифы претерпевают заметные изменения. Так, в мифе о поединке с Вритрой в эпических версиях устраняется космогонический аспект, сам Индра антропоморфизируется, вводятся новые персонажи или новые имена (Вишну, Шива, Вишварупа, или Триширас), новые мотивы и детали:
В брахманах и эпосе получают дальнейшую обработку некоторые сюжеты о поединках Индры, так:
Из преимущественно эпических сюжетов выделяются следующие:
В ряде сюжетов Индра выступает в тесной связи с Шивой или Вишну[36]. Образ Индры в поздний период развития древнеиндийской мифологии нашёл отражение и в иконографии. Древнеиндийский Индра соотносится с образом индоевропейского бога грома. |
|
Китай
Фигурирует в китайском буддизме как вспомогательное (дополнительное) для Шакьямуни и Ти-ших (или Юинтоло) божество.
Черновые материалы
Радуга — лук (дуга) Индры, бога дождя и молний, символизирует небесную активность.
BDGS Рядом с Вишну мы видим царя и повелителя разных божеств (дэвов) Индру. Индра — одновременно еще и повелитель молний и великий противник асуров. Он, так сказать, Вишну для простого народа, ведь хранителя миров в его истинном облике почти невозможно постичь. Индра же, напротив, вполне доступен пониманию. Он живет в роскошном дворце, окружен прекрасными феями, музыкантами-эльфами и небесными танцовщицами. Такое понятие о роскоши перешло затем на Ближний Восток, а оттуда в Европу, где правители дворов пытались осуществить на практике представления о роскошном мире Индры.
Злые асуры свергают Индру с престола (на протяжении мифических тысячелетий индийской истории это случается с ним довольно часто), и ему не остается ничего другого, как позвать на помощь своего друга и покровителя Вишну. Вишну принимает земной облик и становится героем Кришной, а Индра — Аржуной. самым известным королем Махабхараты, родственником и другом Кришны. Тем самым как бы заново утверждались рыцарские традиции мудрости и красоты, столь необходимые для продолжения человеческого рода.
В руке Индра держит молнию (которая затем в других азиатских странах превратилась в скипетр). Он ездит на слоне — фольклорный символ буйной неуемной силы и памяти. Нередко Индра — также хранитель напитка или растений, дающих бессмертие, вечную молодость и мудрость.
Литература
- Топоров B. H. Одноимённая статья в MNME
- Невелева С. Л., Мифология древнеиндийского эпоса, М., 1975, с. 60 — 73 < MNME
- Holtzmann А., Indra nach den Vorstellungen des Mahabharata, «Zeitschrift der Deutschen Morgenlandischen Gesellschaft», 1878, Bd 32 < MNME
- его же, The Real Indra of the Rig-Veda, «Journal of the American Oriental Society», 1896, v. 16, 236 — 39 < MNME
- Washburn Hopkins S., Indra as God of Fertility < MNME
- тан же, 1916, v. 36, p. 242 — 68 < MNME
- Chattopadhyaya K. Ch., Indra in the Rgveda and the Avesta, «Proceed, of the Fourth Orient. Congress in India», 1927, 11 — 24 < MNME
- Benveniste E., Renou L., Vrtra et Vrvragna, P., 1934 < MNME
- Keith А. В., Indra and Vrtra, «Indian Culture», 1, 1935 < MNME
- Lommel H., Der arische Kriegsgott, Fr./M., 1939 < MNME
- его же, Blitz und Donner in Rigveda, «Oriens», 1955, Bd 8, No 2 < MNME
- Gadgil V. A., Indra, the representative of the higest physical aspect of nature, «Annals of the Bhandarkar Oriental Research Institute», 1942, v. 23 < MNME
- Brown W. N.. Indra’s infancy according to Rgveda IV, 18, в сб.: Siddhabhвratп, 1950, v. l, s. 131 — 36 < MNME
- Dandekar R. N., Vrtraha Indra, «Annals of the Bhandarkar Oriental Research Institute», 1951, v. 31 < MNME
- Ruben W., Indra’s Fight against Vrtra in the Mahabharata, в сб.: Belvalkar Felicitation volume, Banaras, 1957 < MNME
- Venkatasubbiah A., On Indra’s winning of cows and waters, «Zeitschrift der Deutschen Morgen lдndischen Gesellschaft», 1965, Bd 115 < MNME
Примечания
- ↑ РВ III 46,2; VI 46,6
- ↑ РВ IV 30,5; V 30,5
- ↑ Среди них Арбуда, Аю, Дану, Даса, дасью, Дрибхика, Кутса, Намучи, Пипру, Шамбара, Шушна и многие другие.
- ↑ Напр., в муравья (РВ I 51,9) или в конский волос (РВ I 32,12).
- ↑ Тогда как в «Ригведе» он назван четвёртым из адитьев.
- ↑ В брахманах Индра нередко младший его сын.
- ↑ PB VI 59,2
- ↑ РВ VI 55,5
- ↑ С некоторыми из них он даже отождествляется, ср. Сурью или Савитара, Парджанью.
- ↑ Ср. эпизод в «Махабхарате» и «Рамаяне», где по просьбе царя Ломапады подвижник Ришьяшринги добивается, чтобы Индра пролил дождь.
- ↑ PB I 32 след.
- ↑ РВ III 31, 4 — 11; ср. мотив возвращения Индрой богам коров, похищенных демонским племенем пани, с помощью божественной собаки Сарамы и семи ангирасов.
- ↑ Демон Эмуша в виде вепря похищает у богов зерно для жертвоприношения и собирается варить кашу, но в этот момент Индра поражает его стрелой.
- ↑ РВ VII 18
- ↑ РВ IV 18
- ↑ РВ X 86
- ↑ «Махабхарата»
- ↑ «Бхагавата-пурана»
- ↑ «Тайттирия-брахмана»
- ↑ Шат.-бр. IV
- ↑ «Шатапатха-брахмана»
- ↑ 22,0 22,1 Мбх. XIII
- ↑ Мбх. V
- ↑ Вишну-пур. IV
- ↑ Мбх. V, XIII
- ↑ Шат.-бр. IV, Джайм.-бр. III, Мбх. III и др.
- ↑ Им грозил жар солнца, а Индра покрыл небо тучами и излил дождь
- ↑ 28,0 28,1 28,2 Мбх. I
- ↑ «Махабхарата», «Вишну-пурана»
- ↑ Мбх. I; Вишну-пур. I, «Рамаяна» и др.
- ↑ Мбх. XIV
- ↑ 32,0 32,1 «Рамаяна»
- ↑ 33,0 33,1 Мбх. III
- ↑ Мбх. I, Рам. I
- ↑ Мбх. III, Рам. I
- ↑ Ср. историю разрушения крепости асуров Трипуры или восхождения Арджуны на небо.